Незрелость нервной системы у ребенка 4 года. Поражение ЦНС у новорожденных: причины, симптомы, методы лечения, последствия. Острое течение болезни

12.07.2019

Новорожденный ребенок имеет еще не до конца сформированные органы и системы, и для окончания формирования требуется некоторое время. Именно в процессе роста малыша также формируется и созревает его ЦНС. Нервная система грудничка помогает регулировать нормальное существование его в мире.

В некоторых случаях может диагностироваться поражение ЦНС новорожденных, которое встречается в последнее время достаточно часто. Угнетение нервной системы может спровоцировать серьезные последствия и оставить ребенка инвалидом.

Особенность строения нервной системы новорожденного

Грудной ребенок отличается от взрослого не только внешними расхождениями, но и строением своего организма, так как все системы и органы не до конца сформированы. В период формирования мозга у ребенка ярко выражены безусловные рефлексы. Сразу же после рождения повышается уровень веществ, регулирующих гормоны, отвечающие за функционирование пищеварительной системы. В то же самое время все рецепторы развиты уже достаточно хорошо.

Причины возникновения патологии ЦНС

Причины и последствия поражения ЦНС новорожденных могут быть самыми различными. Основными факторами, провоцирующими нарушение функционирования нервной системы, являются:

  • недостаток кислорода, или гипоксия;
  • родовые травмы;
  • нарушение нормального обмена веществ;
  • инфекционные болезни, которые перенесла будущая мать во время беременности.

Недостаток кислорода, или гипоксия, возникает в случае работы беременной женщины на вредном производстве, при инфекционных болезнях, при курении, предыдущих абортах. Все это нарушает общее кровообращение, а также насыщение крови кислородом, а плод получает кислород вместе с кровью матери.

Одним из факторов, приводящих к поражению нервной системы, считаются родовые травмы, так как любое травмирование может спровоцировать нарушение созревания и последующего развития ЦНС.

Нарушение нормального обмена веществ происходит по тем же причинам, что и недостаток воздуха. К дисметаболическим нарушениям приводит также наркозависимость и алкоголизм будущей матери. Кроме того, влиять на нервную систему может прием медикаментозных сильнодействующих препаратов.

Критичными для плода могут быть инфекционные болезни, перенесенные будущей матерью при вынашивании ребенка. Среди таких инфекций нужно выделить герпес и краснуху. Кроме того, совершенно любые патогенные микробы и бактерии могут спровоцировать необратимые негативные процессы в организме ребенка. В основном проблемы с нервной системой возникают у недоношенных детей.

Периоды протекания патологий ЦНС

Синдром поражения и угнетения нервной системы объединяет в себе несколько патологических состояний, возникающих в период внутриутробного развития, во время родовой деятельности, а также в первые часы жизни грудничка. Несмотря на наличие множества предрасполагающих факторов, в течение болезни выделяют всего лишь 3 периода, а именно:

  • острый;
  • восстановительный;
  • исход болезни.

В каждом периоде поражение ЦНС у новорожденных имеет различные клинические проявления. Помимо этого, у детей может наблюдаться сочетание нескольких различных синдромов. Выраженность каждого протекающего синдрома позволяет определить степень тяжести повреждений нервной системы.

Острое течение болезни

Острый период продолжается на протяжении месяца. Протекание его напрямую зависит от степени повреждений. При легкой форме поражения наблюдается вздрагивание, повышенная возбудимость нервных рефлексов, дрожание подбородка, резкие неконтролируемые движения конечностей, нарушения сна. Ребенок может очень часто плакать без видимых причин.

При средней степени тяжести наблюдается снижение двигательной активности и тонуса мышц, ослабление рефлексов, преимущественно сосания. Это состояние малыша обязательно должно насторожить. К концу первого месяца жизни имеющиеся признаки могут смениться гипервозбудимостью, почти прозрачным цветом кожи, частыми срыгиваниями и метеоризмом. Зачастую ребенку ставят диагноз - гидроцефальный синдром, характеризующийся быстрым увеличением окружности головы, повышением давления, выпуклостью родничка, странными движениями глаз.

При самой тяжелой степени обычно наступает кома. Такое осложнение требует пребывания под наблюдением доктора.

Реабилитационный период

Поражение ЦНС у новорожденных во время протекания периода восстановления имеет синдромы:

  • повышенной возбудимости;
  • эпилептический;
  • двигательных нарушений;
  • задержки развития психики.

При продолжительном нарушении тонуса мышц зачастую возникают задержки развития психики и наличие нарушений двигательных функций, которые характеризуется непроизвольными движениями, спровоцированными сокращением мышц туловища, лица, конечностей, глаз. Это препятствует совершению нормальных целенаправленных движений ребенка.

При задержке развития психики грудничок начинает гораздо позже удерживать самостоятельно голову, сидеть, ходить, ползать. Также у него недостаточно хорошая мимика, сниженный интерес к игрушкам, слабый крик, задержка появления лепета и гуления. Такие задержки развития психики ребенка обязательно должны насторожить родителей.

Результат болезни

Примерно к году становится очевидным поражение ЦНС у новорожденных, хотя основные симптомы болезни постепенно уходят. Результатом протекания патологии становится:

  • задержка развития;
  • гиперактивность;
  • цереброастенический синдром;
  • эпилепсия.

В результате этого может быть и инвалидность ребенка.

Перинатальное поражение ЦНС

Перинатальное поражение ЦНС у новорожденных - собирательное понятие, подразумевающее под собой нарушение функционирования мозга. Подобные нарушения наблюдаются в антенатальный, интранатальный и неонатальный период.

Антенатальный начинается с 28-й недели внутриутробного развития и заканчивается после рождения. Интранатальный включает в себя период родов, начиная от начала протекания родовой деятельности и до момента рождения ребенка. наступает после рождения и характеризуется адаптацией грудничка к условиям внешней среды.

Основной причиной, по которой возникает перинатальное поражение ЦНС у новорожденных, является гипоксия, которая развивается при неблагополучном протекании беременности, родовых травмах, асфиксии, инфекционных болезнях плода.

Причиной поражения мозга считаются внутриутробные инфекции, а также родовые травмы. Кроме того, может быть поражение спинного мозга, возникающее при травмах во время родов.

Симптомы во многом зависят от периода протекания болезни и степени тяжести поражения. В первый месяц после рождения ребенка наблюдается острый период протекания болезни, характеризующийся угнетением нервной системы, а также гипервозбудимостью. Постепенно нормализуется тонус мышц. Степень восстановления во многом зависит от степени поражения.

Диагностируется болезнь еще в роддоме доктором-неонатологом. Специалист проводит комплексный осмотр малыша и на основании имеющихся признаков ставит диагноз. После выписки из родильного дома ребенок находится под наблюдением невролога. Для постановки более точного диагноза проводится аппаратное обследование.

Лечение должно проводиться с первых часов после рождения ребенка и постановки диагноза. При острой форме терапия проводится строго в условиях стационара под постоянным контролем доктора. Если болезнь имеет легкое течение, то лечение можно проводить в домашних условиях под наблюдением невролога.

Восстановительный период осуществляется комплексно, и при этом вместе с медикаментозными препаратами применяются физиотерапевтические методы, такие как лечебная физкультура, плавание, мануальная терапия, массажи, логопедические занятия. Основной целью таких методов является коррекция психического и физического развития в соответствии с возрастными изменениями.

Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

Так как зачастую именно гипоксия провоцирует поражение нервной системы, то каждая будущая мама должна знать, что приводит к гипоксии и как этого можно избежать. Многие родители интересуются, что это такое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС у новорожденных. Выраженность основных признаков болезни во многом зависит от продолжительности гипоксии ребенка во внутриутробном периоде.

Если гипоксия кратковременная, то нарушения не настолько серьезные, более опасно кислородное голодание, продолжающееся на протяжении длительного времени. В таком случае, могут произойти функциональные нарушения мозга или даже гибель нервных клеток. Для предотвращения расстройства нервной системы у грудничка женщина во время вынашивания ребенка должна очень внимательно относиться к состоянию своего здоровья. При подозрении на наличие болезней, провоцирующих гипоксию плода, нужно сразу же обратиться к доктору для проведения лечения. Зная, что это такое - гипоксически-ишемическое поражение ЦНС у новорожденных, и каковы признаки болезни, можно предотвратить возникновение патологии при проведении своевременного лечения.

Формы и симптомы протекания болезни

Поражение ЦНС у новорожденных может протекать в нескольких различных формах, а именно:

  • легкая;
  • средняя;
  • тяжелая.

Легкая форма характеризуется тем, что в первые дни жизни ребенка может наблюдаться чрезмерная возбудимость нервных рефлексов, слабый тонус мышц. Может появляться скользящее косоглазие или неправильное, блуждающее движение глазных яблок. Через некоторое время может наблюдаться дрожь подбородка и конечностей, а также беспокойные движения.

Средняя форма имеет такие симптомы, как отсутствие эмоций у ребенка, плохой паралич. Могут наблюдаться судороги, чрезмерная чувствительность, непроизвольное движение глаз.

Тяжелая форма характеризуется серьезными нарушениями нервной системы с постепенным ее угнетением. Это появляется в виде судорог, почечной недостаточности, нарушениях деятельности кишечника, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

Диагностика

Так как последствия могут быть достаточно опасными, поэтому важно своевременно диагностировать нарушения. Больные дети в основном ведут себя нехарактерно для новорожденных, именно поэтому при появлении первых симптомов болезни обязательно нужно обратиться к доктору для проведения обследования и последующего лечения.

Изначально доктор проводит осмотр новорожденного, однако этого зачастую недостаточно. При малейшем подозрении на наличие патологии доктор назначает проведение компьютерной томографии, ультразвуковую диагностику, а также рентген. Благодаря комплексной диагностике можно своевременно выявить проблему и провести лечение с применением современных средств.

Проведение лечения поражения ЦНС

Некоторые патологические процессы, протекающие в организме грудничка, в запущенной стадии могут быть необратимыми, поэтому требуют принятия неотложных мер и своевременной терапии. Лечение новорожденных должно проводиться в первые месяцы их жизни, так как в этот период организм грудничка способен полностью восстановить нарушенные функции мозга.

Отклонения в работе ЦНС корректируются при помощи медикаментозной терапии. В ее состав включены препараты, способствующие улучшению питания нервных клеток. В ходе проведения терапии применяются препараты, стимулирующие кровообращение. С помощью медикаментозных препаратов можно снизить или повысить мышечный тонус.

Чтобы больные дети смогли быстрее восстановиться, в комплексе с медикаментозными препаратами применяется остеопатическая терапия и физиотерапевтические процедуры. Для проведения курса реабилитации показан массаж, электрофорез, рефлексотерапия и многие другие методики.

После стабилизации состояния ребенка разрабатывается индивидуальная программа проведения поддерживающей комплексной терапии и осуществляется регулярное наблюдение за состоянием малыша. На протяжении года анализируется динамика состояния ребенка, подбираются другие методики терапии, способствующие скорейшему восстановлению и развитию требуемых умений, навыков и рефлексов.

Профилактика поражения ЦНС

Чтобы не допустить возникновения тяжелой и опасной болезни, нужно проводить профилактику поражений ЦНС грудничка. Для этого доктора рекомендуют планировать беременность заранее, своевременно проходить требуемые обследования и отказаться от вредных привычек. При надобности проводится противовирусная терапия, делаются все необходимые прививки, а также нормализуется гормональный фон.

Если же поражение ЦНС грудничка все же произошло, то важно оказать помощь новорожденному с первых часов его жизни и проводить постоянный контроль за состоянием малыша.

Последствия поражения ЦНС

Последствия и осложнения поражения ЦНС у новорожденного ребенка могут быть очень серьезными, опасными для здоровья и жизни, и выражаются они в виде:

  • тяжелых форм психического развития;
  • тяжелых форм моторного развития, ДЦП;
  • эпилепсии;
  • неврологического дефицита.

Своевременное выявление заболевания и грамотно проведенная терапия помогут избавиться от серьезных проблем со здоровьем и не допустить возникновения осложнений.


Будущая мама всегда очень переживает за здоровье своего малыша. На форумах в интернете часто обсуждается тема, связанная с нарушениями внутриутробного (перинатального) развития. Большей частью боятся патологий центральной нервной системы. И это вовсе не напрасно, поскольку поражения ЦНС новорождённого могут привести к серьезным и тяжелым осложнениям, даже к инвалидности.

Организм младенца сильно отличается от организма взрослого. Процесс формирования головного мозга не закончен, он еще очень уязвим, дифференциация полушарий продолжается.

В группе риска:

  • недоношенные или наоборот родившиеся позже срока;
  • младенцы с экстремально низкой массой (менее 2800 гр);
  • с патологией строения тела;
  • когда есть резус-конфликт с мамой.

Поражение центральной нервной системы у новорожденных: основные фактора:

  • гипоксия или кислородное голодание головного мозга. Не всегда является следствием неудачных родов, иногда патология развивается еще в период вынашивания малыша. Например, инфекционные заболевания, которые перенесла мать во время беременности, курение, труд на вредном производстве, нервные стрессы, ранее сделанные аборты. Последствие этого - нарушение кровообращения женщины, значит, ребенок испытывает дефицит питательных веществ, в том числе кислорода. Развивается гипоксия, от которой страдает ЦНС плода;
  • родовые травмы. Появление на свет – процесс трудный и проходит он не всегда гладко. Иногда врачам необходимо серьезно вмешиваться, чтобы дать возможность новой жизни появиться. Продолжительная внутриутробная гипоксия, тяжелая асфиксия, акушерские манипуляции, операции примерно в 10% случаев приводят к повреждению тканей и органов младенца во время родов. На фото наглядно видно как в особо тяжелых случаях акушеры буквально вытаскивают ребенка;
  • дисметаболические нарушения (неправильный обмен веществ). Причины здесь те же, что и при гипоксии: курение, употребление алкоголя, наркотики, болезни будущей матери, прием ею сильнодействующих лекарственных средств;
  • крайне остро на здоровье новорожденного отражаются инфекционные заболевания, перенесенные беременной женщиной. Прежде всего, герпес и краснуха. А также негативно на внутриутробное развитие влияют вирусные агенты и микроорганизмы;

Периоды течения патологий ЦНС у новорожденных

Острый период

Сразу после появления на свет малыша врачи начинают принимать необходимые меры:

  • помещают младенца в реабилитацию, где ребенок лежит в кювезе. Медики в полном объеме восстанавливают функции сердца, почек и легких, приводят в норму показатели давления;
  • убирают судорожные состояния;
  • снимают отек головного мозга.

Решающими являются первые тридцать дней жизни, когда погибшие клетки могут быть замещены новыми, здоровыми. Чаще всего, симптомы после проведенных манипуляций купируются, и младенец переводится из реанимации. Далее осуществляется медикаментозная антивирусная и противовоспалительная терапия, чтобы устранить причины поражения.

Восстановительный период

Парадоксально, но это время иногда дается родителям тяжелее, чем острая фаза из-за того, что на первом этапе не было ярко выраженных симптомов. Длится период со второго месяца жизни и заканчивается, когда крохе исполняется полгода. В это время отмечают особенности поведения:

  • ребенок не проявляет эмоцией, нет улыбок, привычного «гуления» или детского лепета;
  • отсутствует интерес к окружающему миру;
  • не реагирует на игрушки;
  • крик тихий.

Заметить подобные проявления в поведении крохи могут только его родители. Они же должны показать ребенка педиатру для постановки диагноза и назначения лечения. Поздний восстановительный период, который продолжается до годовалого возраста, также заслуживает пристального внимания родителей.

В случае, когда острая фаза проходила с яркой симптоматикой, проявления нарушений работы ЦНС ко второму месяцу могут исчезнуть. Это не является признаком окончательного выздоровления, а показывает, что принятые меры дали свои результаты и организм малыша начинается восстанавливаться, поэтому важно не прекращать начатую терапию.

Родители болезных детей должны:

  • следить за температурой в комнате малыша, чтобы не было переохлаждения или перегрева;
  • не допускать громких звуков, в том числе от телевизора или радио;
  • свести визиты друзей и родственников к минимуму, чтобы не заразить малыша какой-либо инфекцией;
  • по возможности не пренебрегать грудным вскармливанием;
  • разговаривать с младенцем, играть. Использовать массажные коврики, книги, развивающие комплексы. Но делать все надо в меру, чтобы не перегружать ослабленную нервную систему крохи.

Исход заболевания

Если ребенок появился на свет в современной клинике или родильном доме, то врачи в случае патологий немедленно приступают к его лечению и реабилитации. Когда меры приняты своевременно, то шансы на благоприятный исход повышаются.

К концу первых двенадцати месяцев жизни становится видно, как именно отразился недуг на здоровье ребенка. Важно понимать, что некоторые задержки развития все же будут: малыш позже сверстников начнет сидеть, ходить и говорить. Если стараться не запускать болезнь, то при легкой степени поражения почти всегда удается избежать серьезных осложнений.

Необратимыми становится лишь те процессы, которые перешли в запущенную стадию. Современные лекарства способы полностью или частично при тяжелой степени поражения восстановить работу ЦНС. С помощью препаратов улучшается питание нервных клеток, нормализуется кровообращение, мышечный тонус снижается или повышается.

Реабилитационный период

Здесь медикаментозная терапия уходит на второй план. Применяются способы восстановления:

  • массаж;
  • специальная гимнастика;
  • физиолечение: электрофарез, акупунктура, использование магнитного поля;
  • теплолечение;
  • музыкальная терапия;
  • плаванье, водные упражнения;
  • с малышом работают педагоги-психологи.

Классификация патологий ЦНС у новорожденных

Гипоксические поражения

Считается, что 10% младенцев в определенной степени страдает от кислородного голодания. Современная медицина не в состоянии повлиять на образование гипоксии и структурных повреждений головного мозга, ведь вернуть к жизни погибшие нервные клетки не под силу никаким препаратам. Лечение сегодня сосредоточено уже на последствиях.

Гипоксия может начаться внутриутробно из-за нарушений кровотока в плаценте и матке, тромбозов, патологий развития ребенка, вредных привычек, от которых мать не смогла отказаться. Во время родов к недостатку кислорода приводят обильные кровотечения, обвитие шеи младенца пуповиной, брадикардия и гипотония, травмы (в частности использование щипцов).

Уже после рождения кислородное голодание провоцируют неправильная работа легких, остановки дыхания, пороки сердца, гипотония, нарушение свертываемости крови.

Гипоксические повреждения бывают:

  • легкой степени. Специалисты называют ее гипоксически-ишемическим поражением. Длится непродолжительное время. Как правило, на дальнейшей жизни не сказывается, так как головной мозг восстанавливается самостоятельно;
  • выраженные. В таком случае может начаться асфиксия, когда кислород прекращает поступать, наступает органическое поражение центральной нервной системы у детей, которое оставляет след навсегда вплоть до инвалидности.

Травматические поражения

После выхода околоплодных вод, ребенок испытывает на себе неравномерное давление, из-за чего кровообращение нарушается, и головной мозг травмируется. Факторы, способствующие этому:

  • большие размеры младенца (макросомия);
  • тазовое предлежание;
  • переношенность или недоношенность;
  • маловодие;
  • аномалии в развитии;
  • поворот на ножку, акушерский щипцы и другие приемы, которые применяют медики для успешного родоразрешения.

Приводят к внутричерепной травме, когда происходит кровоизлияние, начинаются судороги, дыхание затрудняется. Известны случаи геморрагического инфаркта и комы. Если задет спинной мозг, то страдает двигательная функция.

Дисметаболические нарушения

Обмен веществ изменяется из-за:

  • интоксикации (мать принимала наркотики, сильные препараты, курила, употребляла алкоголь);
  • ядерной желтухи;
  • переизбытка определенных веществ в крови: кальция, калия, магния или натрия.

В зависимости от причины дисметаболических сдвигов они проявляются: судорогами, гипертонией, тахикардией, гипотонией, угнетенным состоянием, учащенным дыханием, мышечными спазмами, внутричерепной гипертензией, апноэ.

Поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях

В списке недугов, которые вызывают осложнения у будущего ребенка, стоят: краснуха, сифилис, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз. После рождения сам малыш может заразиться кандидозом, синегнойной инфекцией, стафилококком, сепсисом, стрептококком. Заболевания вызывают гидроцефалию, повышение внутричерепного давления, менингеальный синдром.

Диагностические мероприятия

Поражение центральной нервной системы у ребенка встречается в 50% случаев, причем большая часть выпадает на преждевременные роды.

Признаки (различаются в зависимости от степени поражения):

  • излишнее беспокойство, нервная возбудимость;
  • дрожь в конечностях и подбородка;
  • вероятны срыгивания;
  • снижены или наоборот усилены рефлексы. Например, ребенок плохо сосет грудь;
  • мышечный тонус повыше или понижен, отсутствует двигательная активность;
  • кожа имеет синий оттенок;
  • высокое внутричерепное давление;
  • младенец медленно прибавляет в весе;
  • учащенный пульс;
  • брадикардия;
  • нарушения терморегуляции;
  • остановка дыхания;
  • диарея или наоборот запоры;
  • цианоз.

При органических поражениях ЦНС для спасения новорожденного требуется срочная сердечно-легочная реанимация. Врачи определяют ППЦНС в первые минуты после родов и при проявлении симптомов неонатологи назначают обследования.

  1. УЗИ головного мозга через открытый родничок. По своему характеру процедура проста, ее можно проводить даже, если младенец находится в реанимации и подключен к аппаратам жизнедеятельности. Недостаток данного метода в том, что на результаты сильно влияет состояние ребенка: спит он или бодрствует, плачет или нет. Также здесь легко принять место с иной эхогенностью за начавшуюся патологию.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалография. Определяется деятельность и степень активность головного мозга через электрические потенциалы. Чаще всего проводят пока ребенок спит, в таком состоянии метод наиболее информативен, поскольку отсутствует мышечное напряжение.
  3. ЭНМГ – элекронейромоиграфия. С помощью процедуры возможно увидеть нарушения фактически до момента рождения ребенка, когда он еще находится в утробе матери. Оценивается степень двигательной активности, поскольку у здоровых детей и детей с нарушениями развития мышцы работают по-разному.
  4. Видеомониторинг – позволяет в динамике наблюдать за двигательной активностью.
  5. Позитроно-эмиссионная томография – определяет как проходит метаболизм в мозгу, показывает кровоток.
  6. МРТ – отображает любые нарушения в работе центрального органа нервной системы, позволяет установить место отечности и ее признаки. Процедура считается одной из самых информативных.
  7. Доплерография – отображает кровообращение в сосудах головы.
  8. Лабораторные исследования: анализы мочи и крови. Некоторые поражения ЦНС, например, гиперклемия, не дают ярко выраженных симптомов.

Широко известная компьютерная томография для новорожденных применяется редко. В момент рентгенологического исследования малыш должен быть неподвижен, ему приходится вводить наркоз. Поэтому подобный метод применяется после нескольких годиков. На мониторе специалист видит головной мозг пациента, любые нарушения и новообразования.

Последствия поражения ЦНС

Главный вопрос, который мучает родителей после постановки диагноза поражение центральной нервной системы у новорожденных, последствия. Здесь отзывы врачи сходятся во мнении: все зависит от степени отклонений. Ведь организм ребенка может восстанавливаться и приспосабливаться настолько быстро, что уже через год при легкой степени поражения от недуга остаются только воспоминания.

Прогноз невролог делает после первого месяца жизни. Это может быть:

  • полное выздоровление без осложнений;
  • небольшое нарушение мозговой функции: гиперактивность (приступы агрессии, трудно сосредоточиться), расстройство внимания, школьная дезадаптация, задержка развития, астения;
  • невропатические реакции;
  • ребенок метеозависим, плохо спит, у него часто меняется настроение (проявления церебрастенического синдрома);
  • синдром вегетативно-висцеральной дисфункции;
  • наиболее страшные последствия – это эпилепсия, ДЦП и гидроцефалия.

Родители крохи должны четко придерживаться всех предписаний врача невролога, регулярно проводить требующиеся обследования, не пренебрегать никакими лекарственными средствами и методами, чтобы помочь своему малышу выздороветь.

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение «нейрофизиологическая незрелость мозга» новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивность, повышенная нервозность, невнимательность, рассеянность, нарушения поведения и т. п.

Причины и признаки

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: )
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: );
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: );
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: ).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.


К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?


Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма - 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: ). При гипоксии показатели значительно снижаются.

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Однако в отдельных случаях данные патологии сопровождают пациента всю жизнь, могут спровоцировать такие последствия, как ухудшение состояния здоровья, и привести к тяжелым болезням: нейропатии, эпилепсии, ДЦП, гидроцефалии.

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово «нет», делать массаж.


Таблетки Нитразепам 5 мг 20 штук

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур - важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

Обновление: Декабрь 2018

Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.

При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

Почему возникают неврозы?

И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см.

Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

  • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
  • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы

Пусковым механизмом невроза могут служить:

  • перенесенные заболевания
  • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
  • тяжелые отношения в семье

Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

  • пола и возраста ребенка
  • особенностей воспитания
  • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
  • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)

Психотравмы

Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

  • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
  • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.

Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

  • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
  • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.

Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?

Действия взрослых

Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

  • модель неприятия , подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
  • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
  • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
  • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
  • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
  • чрезмерная жесткость родителей
  • конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.

Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

Внешние факторы

  • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
  • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
  • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.

Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

Особенности характера ребенка

Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

Общие проявления неврозов

  • изменение поведения детей
  • появление новых черт характера
  • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
  • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
  • тревожность, ранимость.

Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

  • тахикардия и изменения АД
  • нарушения дыхания, потливость
  • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
  • нарушение концентрации внимания
  • снижение памяти
  • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
  • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.

Проявления разного вида неврозов у детей

Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

Тревожный невроз или невроз страха

Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:

  • среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
  • у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

Невроз навязчивых состояний у детей

Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.

Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:

  • мигать, моргать
  • морщить нос
  • вздрагивать
  • притопывать ногой
  • покашливать
  • шмыгать носом

Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:

  • При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
  • При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.

Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или . Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. .

Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:

  • кусание ногтей или сосание пальца
  • прикасание к половым органам
  • раскачивания туловища или конечностей
  • накручивание волос на пальцы или их выдергивание.

Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:

  • страха смерти или болезни
  • замкнутых пространств
  • разных предметов, грязи.

Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.

Депрессивные неврозы

Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.

Истерические неврозы

К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.

Неврастения

Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

Ипохондрия

У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.

Невротический логоневроз — заикание

Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.

Сомнамбулизм — лунатизм, сноговорение

Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. .

Нервная анорексия

Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.

Отдельными вариантами неврозов являются:

  • детский невротический энурез (недержание мочи)
  • энкопрез (недержание кала).

Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.

Как поставить диагноз?

Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

  • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
  • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
  • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
  • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
  • Рисование и детальный анализ рисунков , по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.

На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

Методы лечения невроза

В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

  • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
  • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
  • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
  • гипноз - внушение (аутогенные тренировки)
  • лечение с помощью общения с животными - канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), (лошади), дельфинотерапия.

Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения бо льших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

Применение психотерапии

Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

Семейная терапия

Она проводится в несколько последовательных этапов:

  • 1 этап - проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
  • 2 этап - ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
  • 3 этап - далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
  • 4 этап - совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.

Индивидуальная психотерапия

Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

  • Рациональная (разъясняющая)

Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» - это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

  • Арт-терапия

Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

  • Игровая терапия

Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

  • Аутогенные тренировки

Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

  • Суггестивная (метод внушения) психотерапия

Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

  • Гипноз

Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

Групповая психотерапия

Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

  • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями - повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
  • трудности в общении и связанные с этим расстройства - стеснение, робость, застенчивость, мнительность
  • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.

Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

  • в возрасте до 5 лет - не более 4 человек
  • в возрасте от 6 до 10 лет - не более 6 человек
  • в возрасте 11-14 лет - до 8 человек.

Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

  • общеукрепляющие препараты - витамин С, группы В
  • дегидратационная фитотерапия - , почечный чай
  • ноотропные препараты - ноотропил, пирацетам
  • препараты, уменьшающие астению - в зависимости от причина и типа подберет врач
  • фитотерапия (см. ), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде , электросон.

С будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

  • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
  • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
  • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
  • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

Повреждения нервной системы у новорожденных могут возникать как внутриутробно (пренатально), так и во время родов (интранатально). Если вредные факторы действовали на ребенка на эмбриональной стадии внутриутробного развития, возникают тяжелые, часто несовместимые с жизнью пороки. Повреждающие влияния после 8 недель беременности уже не могут вызвать грубых уродств, но иногда проявляются небольшими отклонениями в формировании ребенка - стигмами дисэмбриогенеза.

Если же повреждающее воздействие было оказано на ребенка после 28 недель внутриутробного развития, то у ребенка никаких пороков не будет, но может возникнуть какое-либо заболевание у нормально сформированного ребенка. Очень трудно выделить воздействие вредного фактора раздельно в каждый из этих периодов. Поэтому чаще говорят о воздействии вредного фактора в целом в перинатальный период. А патология нервной системы этого периода называется перинатальное поражение центральной нервной системы.

Неблагоприятное влияние на ребенка могут оказать различные острые или хронические заболевания матери, работа на вредных химических производствах или работа, связанная с различными излучениями, а также вредные привычки родителей - курение, алголизм, наркомания.

На растущем в утробе матери ребенке могут неблагоприятно сказываться тяжелые токсикозы беременности, патология детского места - плаценты, проникновение инфекции в матку.

Роды являются очень важным событием для ребенке. Особенно большие испытания приходятся на долю младенца, если роды происходят преждевременно (недоношенность) или стремительно, если возникает родовая слабость, рано разрывается плодный пузырь и истекают воды, когда малыш очень крупный и ему помогают родиться специальными приемами, щипцами или вакуум-экстрактором.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) наиболее часто являются - гипоксия, кислородное голодание различной природы и внутричерепная родовая травма, реже -внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.

Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС, в таких случаях врачи говорят о гипоксически-ишемическом поражении ЦНС у новорожденных.

Гипоксия плода и новорожденного - это сложный патологический процесс, при котором уменьшается или совсем прекращается доступ кислорода в организм ребенка (асфиксия). Асфиксия может быть однократной или повторяться, различной по продолжительности, в результате чего в организме накапливается углекислота и другие недоокисленные продукты обмена, повреждающие в первую очередь центральную нервную систему.

При кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают лишь небольшие нарушения мозгового кровообращения с развитием функциональных, обратимых расстройств. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния могут приводить к резким нарушениям мозгового кровообращения и даже к гибели нервных клеток.

Такое повреждение нервной системы новорожденного подтверждается не только клинически, но и с помощью ультразвукового допплерографического исследования мозгового кровотока (УЗДГ), ультразвукового исследования головного мозга - нейросонографип (НСГ), компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР).

На втором месте среди причин повреждения ЦНС у плода и новорожденного стоит родовая травма. Истинное значение, смысл родовой травмы - это повреждение новорожденного ребенка, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Среди разнообразия родовых травм в процессе рождения младенца наибольшую нагрузку испытывает шея ребенка, следствием чего являются различные повреждения шейного отдела позвоночника, особенно межпозвоночные суставы и место соединения первого шейного позвонка и затылочной кости (атланто-заты-лочное сочленение).

Могут быть сдвиги (дислокации), подвывихи и вывихи в суставах. При этом нарушается кровоток в важных артериях, снабжающих кровью спинной и головной мозг.

Функционирование мозга в значительной степени зависит от состояния мозгового кровоснабжения.

Часто первопричиной подобных травм является слабость родовой деятельности у женщины. В таких случаях вынужденно применяемая родостимуляция меняет механизм прохождения плода через родовые пути. При таких стимулированных родах ребенок появляется на свет не постепенно, приспосабливаясь к родовым путям, а быстро, что создает условия для смещения позвонков, растяжения и разрыва связок, вывихов, нарушается мозговой кровоток.

Травматические повреждения ЦНС во время родов наиболее часто возникают при несоответствии величины ребенка размерам таза матери, при неправильном положении плода, при родах в тазовом предлежании, когда рождаются недоношенные, маловесные дети и, наоборот, дети с большой массой тела, большими размерами, так как в этих случаях используются различные ручные родовспомогательные приемы.

Обсуждая причины травматических поражений ЦНС, отдельно следует остановиться на родах с использованием наложения акушерских щипцов. Дело в том, что даже при безукоризненном выполнении наложения на головку щипцов далее следует интенсивная тяга за голову, особенно при попытке помочь рождению плечиков и туловища. При этом вся та сила, с которой происходит вытягивание головки, передается туловищу через шею. Для шеи такая огромная нагрузка необычно велика, именно поэтому при извлечении младенца при помощи щипцов наряду с патологией головного мозга возникают повреждения шейного участка спинного мозга.

Особого внимания заслуживает вопрос о повреждениях ребенка, возникающих при операции кесарева сечения. Почему же это происходит? В самом деле, нетрудно понять травмирование ребенка в результате прохождения его через родовые пути. Почему же операция кесарева сечения, призванная как раз обойти эти пути и свести к минимуму возможность родовой травмы, заканчивается родовой травмой? Откуда же при кесаревом сечении возникают подобные травмы? Дело в том, что поперечный разрез при кесаревом сечении в нижнем сегменте матки теоретически должен бы соответствовать наибольшему диаметру головки и плечиков. Однако получаемая при таком разрезе длина окружности равна 24-26 см, тогда как окружность головки среднего ребенка - 34-35 см. Поэтому извлечение головы и особенно плечиков ребенка потягиванием за голову при недостаточном разрезе матки неизбежно приводит к травме шейного отдела позвоночника. Именно поэтому наиболее распространенной причиной родовых травм является сочетание гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга.

В таких случаях говорят о гипоксически-травматическом поражении ЦНС у новорожденных детей.

При родовой травме нередко возникают нарушения мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний. Чаще это мелкие внутримозговые кровоизлияния в полости желудочков мозга или внутричерепные кровоизлияния между мозговыми оболочками (эпидуральные, субдуральные, субарахноидальиые). В этих ситуациях врач диагностирует гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС у новорожденных детей.

При рождении младенца с поражением ЦНС состояние может быть тяжелым. Это острый период болезни (до 1 месяца), затем следует ранний восстановительный (до 4 месяцев) и далее - поздний восстановительный.

Важное значение для назначения наиболее эффективного лечения патологии ЦНС у новорожденных имеет определение ведущего комплекса признаков болезни - неврологического синдрома. Рассмотрим основные синдромы патологии ЦНС.

Основные синдромы патологии ЦНС

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

При обследовании больного младенца определяется расширение желудочковой системы головного мозга, выявляемое с помощью УЗИ головного мозга, и регистрируется повышение внутричерепного давления (поданным эхо-энцефалографии). Внешне в тяжелых случаях при данном синдроме отмечается непропорциональное увеличение размеров мозговой части черепа, иногда асимметрия головы в случае одностороннего патологического процесса, расхождение черепных швов (более 5 мм), расширение и усиление венозного рисунка на волосистой части головы, истончение кожи на висках.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме может преобладать либо гидроцефалия, проявляющаяся расширением желудочковой системы головного мозга, либо гипертензионный синдром с повышением внутричерепного давления. При преобладании повышенного внутричерепного давления ребенок беспокоен, легко возбудим, раздражителен, часто громко кричит, сон чуткий, ребенок часто просыпается. При преобладании гидроцефального синдрома дети малоактивны, отмечаются вялость и сонливость, иногда задержка развития.

Нередко при повышении внутричерепного давления дети таращат глазки, периодически появляется симптом Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком), а в тяжелых случаях может отмечаться симптом «заходящего солнца», когда радужная оболочка глаза, как заходящее солнце, наполовину погружена под нижним веком; иногда появляется сходящееся косоглазие, малыш часто запрокидывает голову назад. Мышечный тонус может быть как пониженным, так и повышенным, особенно в мышцах ног, что проявляется тем, что при опоре он встает на «цыпочки», а при попытке ходьбы - перекрещивает ножки.

Прогрессирование гидроцефального синдрома проявляется усилением мышечного тонуса, особенно в ногах, при этом рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания снижены.

В случаях тяжелой прогрессирующей гидроцефалии могут возникать судороги.

Синдром двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений диагноетируется у большинства детей с перинатальной патологией ЦНС. Двигательные расстройства связаны с нарушением нервной регуляции мышц в сочетании с повышением или понижением мышечного тонуса. Все зависит от степени (выраженности) и уровня поражения нервной системы.

При постановке диагноза врач должен решить несколько очень важных вопросов, главный из которых: что это - патология головного мозга или патология спинного мозга? Это принципиально важно, поскольку подход к лечению этих состояний различен.

Во-вторых, очень важна оценка мышечного тонуса в различных группах мышц. Врач пользуется специальными приемами для выявления снижения или повышения тонуса мышц, для того чтобы правильно выбрать лечение.

Нарушения повышенного тонуса в различных группах приводит к запаздыванию появления новых двигательных навыков у ребенка.

При повышении мышечного тонуса в руках задерживается развитие хватательной способности рук. Это проявляется тем, что ребенок поздно берет игрушку и захватывает ее всей кистью, тонкие движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных тренировочных занятий с ребенком.

При повышении мышечного тонуса в нижних конечностях ребенок позднее встает на ножки, при этом опирается преимущественно на передние отделы стоп, как бы «стоит на цыпочках», в тяжелых случаях происходит перекрест нижних конечностей на уровне голеней, что препятствует формированию ходьбы. У большинства детей со временем и благодаря лечению удается добиться снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. Как память о повышенном тонусе мышц может остаться высокий свод стопы, что затрудняет подбор обуви.

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций

Этот синдром проявляется следующим образом: мраморность кожи, обусловленная кровеносными сосудами, нарушение терморегуляции со склонностью к беспричинному понижению или повышению температуры тела, желудочно-кишечные расстройства - срыгивание, реже рвота, склонность к запорам или к неустойчивому стулу, недостаточная прибавка в весе. Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и связаны с нарушением кровоснабжения задних отделов мозга, в которых расположены все главные центры вегетативной нервной системы, обеспечивающей руководство важнейшими жизнеобеспечивающими системами - сердечно-сосудистой, пищеварительной, терморегуляционной и пр.

Судорожный синдром

Склонность к судорожным реакциям в период новорожденности и в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в случаях распространения или развития болезненного процесса в коре головного мозга и имеют множество самых разных причин, которые должен выявить врач. Для этого нередко требуется проведение инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), его кровообращения (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), биохимических исследований.

Судороги у ребенка могут проявляться по-разному: они могут быть генерализованными, захватывающими все тело, и локализованными - только в какой-то определенной группе мышц.

Судороги различны и по характеру: они могут быть тоническими, когда ребенок как бы вытягивается и застывает на короткое время в определенной позе, а также клоническими, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища, так что ребенок во время судорог может получить травму.

Существует множество вариантов проявлений судорог, которые выявляет врач-невропатолог по рассказу и описанию поведения ребенка внимательными родите-

лями. Правильная постановка диагноза, то есть определение причины возникновения судорогу ребенка, чрезвычайно важна, так как от этого зависит своевременное назначение эффективного лечения.

Необходимо знать и понимать, что судороги у ребенка в период новорожденно-сти, если на них вовремя не обратить серьезного внимания, могут стать началом эпилепсии в будущем.

Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу

Подводя итог всему сказанному, кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:

если ребенок вяло сосет грудь, делает перерывы, устает при этом. Отмечается поперхивание, вытекание молока через нос;
если у ребенка слабый крик, а голос имеет гнусавый оттенок;
если новорожденный часто срыгивает, недостаточно прибавляет в весе;
если ребенок малоактивный, вялый или, напротив, слишком беспокойный и это беспокойство усиливается даже при незначительных изменениях окружающей среды;
если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче;
если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени;
если ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку;
если отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы;
если снижена двигательная активность ребенка, если он очень вялый, а мышцы дряблые (низкий тонус мышц), или, наоборот, ребенок как бы скован в движениях (высокий тонус мышц), так что даже затруднено пеленание;
если какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе (косолапость);
если ребенок косит глазами или таращит глазки, периодически видна белая полоска склеры;
если младенец постоянно пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея);
если ограничено разведение бедер, или, наоборот, ребенок лежит в позе лягушки с бедрами, разведенными на 180 градусов;
если ребенок рожден путем кесарева сечения или в тазовом предлежании, если в родах применялись акушерские щипцы, если младенец родился недоношенным или с крупным весом, если отмечалось обвитие пуповины, если у ребенка в родительном доме были судороги. Точная диагностика и своевременное и правильно назначенное лечение патологии нервной системы чрезвычайно важны. Поражения нервной системы могут быть выражены в разной степени: у одних детей с рождения они очень выражены, у других даже сильные нарушения постепенно убывают, однако исчезают не полностью, и на долгие годы остаются негрубые проявления - это так называемые остаточные явления.

Поздние проявления родовой травмы

Бывают и такие случаи, когда при рождении у ребенка были минимальные нарушения, либо вообще никто их не заметил, но спустя время, иногда годы, под влиянием тех или иных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных - эти неврологические нарушения проявляются с разной степенью выраженности. Это так называемые поздние, или отсроченные, проявления родовой травмы. Детские неврологи в повседневной практике имеют дело чаще всего с такими больными.

Какими признаками проявляются эти последствия?

У большинства детей с поздними проявлениями обнаруживается выраженное снижение мышечного тонуса. Таким детям приписывается «врожденная гибкость», которая нередко используется в занятиях спортом, гимнастикой и даже поощряется. Однако, к разочарованию многих, следует сказать, что необычайная гибкость - это не норма, а, к сожалению, патология. Эти дети легко складывают ноги в позу «лягушки», без труда делают шпагат. Нередко таких детей с радостью принимают в секции художественной или спортивной гимнастики, в хореографические кружки. Но большинство из них не выносят больших нагрузок и в конце концов отчисляются. Однако этих занятий оказывается достаточно, чтобы сформировалась патология позвоночника - сколиоз. Таких детишек нетрудно узнать: у них часто отчетливо выявляется защитное напряжение шейно-затылочных мышц, нередко имеется легкая кривошея, лопатки торчат, подобно крыльям, так называемые «крыловидные лопатки», они могут стоять на разных уровнях, как и плечи. В профиль видно, что у ребенка вялая осанка, сутулая спина.

К 10-15 годам у некоторых детей с признаками травмы шейного отдела позвоночника в периоде новорожденное развиваются типичные признаки раннего шейного остеохондроза, наиболее характерным признаком которого у детей являются головные боли. Особенность головных болей при щейном остеохондрозе у детей заключается в том, что несмотря на их разную интенсивность боли локализуются в шейно-затылочиой области. По мере взросления боли нередко становятся более выраженными с одной стороны и, начинаясь в затылочной области, распространяются ко лбу и вискам, иногда отдают в глаз или ухо, усиливаются при поворотах головы, так что может даже произойти кратковременная потеря сознания.

Головные боли у ребенка порой бывают так интенсивны, что могут лишить его возможности заниматься, делать что-нибудь по дому, вынуждают лечь в постель и принимать анальгетики. При этом у некоторых детей с головными болями обнаруживается снижение остроты зрения - близорукость.

Лечение, проводимое по поводу головных болей, направленное на улучшение кровоснабжения и питания мозга, не только снимает головные боли, но при этом также улучшается зрение.

Следствиями патологии нервной системы в периоде новорожденное могут быть кривошея, отдельные формы сколиотических деформаций, нейрогенная косолапость, плоскостопие.

У некоторых детей энурез - недержание мочи - тоже может быть следствием родовой травмы - так же, как эпилепсия и другие судорожные состояния у детей.

В результате гипоксической травмы плода в перинатальном периоде в первую очередь страдает головной мозг, нарушается нормальный ход созревания функциональных систем мозга, которые обеспечивают формирование таких сложных процессов и функций нервной системы, как стереотипы сложных движений, поведение, речь, внимание, память, восприятие. У многих таких детей обнаруживаются признаки незрелости или нарушений отдельных высших психических функций. Самым частым проявлением является так называемый синдром дефицита активного внимания с гиперактивностью и синдром гиперактивного поведения. Такие дети чрезвычайно активны, расторможены, неуправляемы, у них отсутствует внимание, они ни на чем не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются, не могут усидеть на месте несколько минут.

О гиперактивном ребенке говорят: это ребенок «без тормозов». На первом году жизни они производят впечатление очень развитых детей, так как опережают в развитии сверстников - раньше начинают сидеть, ползать, ходить. Ребенка невозможно удержать, он непременно все хочет посмотреть, потрогать. Повышенная двигательная активность сопровождается эмоциональной неустойчивостью. В школе у таких детей возникает много проблем и трудностей в обучении из-за неумения сосредоточиться, организоваться, импульсивности поведения. Ввиду низкой работоспособности ребенок делает уроки до вечера, поздно ложится спать и как следствие - не высыпается. Движения таких детей неловкие, неуклюжие, часто отмечается плохой почерк. Для них характерны расстройства слухоречевой памяти, дети плохо усваивают материал со слуха, тогда как нарушение зрительной памяти встречаются реже. У них часто встречаются плохое настроение, задумчивость, заторможенность. Их трудно вовлекать в педагогический процесс. Следствием всего этого является негативное отношение к учебе и даже отказ посещать школу.

Такой ребенок труден как для родителей, так и для учителей. Поведенческие и школьные проблемы нарастают как снежный ком. В подростковом же периоде у этих детей значительно возрастает риск формирования стойких нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение школьной успеваемости.

Функциональные нарушения мозгового кровотока особенно дают о себе знать в периоды ускоренного роста - на первом году, в 3-4 года, 7-10 лет, 12-14 лет.

Очень важно как можно раньше заметить первые признаки, принять меры и провести лечение уже в раннем детском возрасте, когда процессы развития еще не закончены, пока велика пластичность и резервные возможности ЦНС.

Отечественный акушер профессор М. Д. Гютнер еще в 1945 году справедливо назвал родовые повреждения центральной нервной системы «самым распространенным народным заболеванием».

В последние годы стало ясно, что многие болезни детей старшего возраста и даже взрослых имеют истоки в детстве и нередко являются поздней расплатой за нераспознанную и нелеченную патологию периода новорожденности.

Вывод должен быть сделан один - внимательно относиться к здоровью малютки с момента его зачатия, по возможности вовремя устранять все вредные влияния на его здоровье, а еще лучше - не допускать их совсем. Если же случилась такая беда и у ребенка при рождении выявлена патология нервной системы, необходимо вовремя обратиться к детскому неврологу и сделать все возможное, чтобы младенец полностью поправился.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт