"Медицинская кибернетика": специальность. Что такое медицинская кибернетика. Специальность "Медицинская кибернетика" (специалитет)

27.03.2019

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Биология - по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза

Появление новых технологий приводит к возникновению профессий, которые сложно было представить в недавнем прошлом. Примером тому является специальность 30.05.03 «Медицинская кибернетика». Она собрала в себе знания из разных сфер, которые даже не соприкасаются друг с другом, с первого взгляда. Это биология и информатика, физика и медицина. Такое направление является молодым и очень перспективным, ведь оно соединяет в себе все последние достижения человечества.

Специалисты направления обладают широким спектром профессиональных компетенций. Они стоят впереди медицинской науки, способствуя ее развитию и движению вперед. Их миссия заключается в том, чтобы всесторонне способствовать интеграции дисциплин для достижения важнейшей задачи - обеспечения профилактики и лечения человека от недугов, используя инновационные технологии и методики.

Условия поступления

Этот курс, как ни один другой, способствует разностороннему развитию специалиста, который сможет решать насущные проблемы медицины, оперируя знаниями по биологии, физике, информатике. Поэтому здесь требуется особый ум, который в равной степени будет остро мыслить в таких принципиально разных ракурсах. Какие же предметы сдают абитуриенты, которые чувствуют в себе призвание к интереснейшей специальности:

  • математика (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • биология/физика.

Будущая профессия

Такая специальность является очень популярной среди абитуриентов. Лучшие вузы Москвы гарантируют получение ценного багажа знаний и освоение навыков, которые можно будет применять в разных сферах. Например, профессионал станет уверенным управленцем в здравоохранении. Его можно привлекать к информатизации медицинских учреждений. Еще это прекрасный практикующий врач.

Куда поступать

Сегодня у выпускников школ есть возможность освоить перспективное направление в следующих учреждениях России:

  • Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Пирогова;
  • Псковский государственный университет;
  • Воронежский государственный университет;
  • Красноярский государственный медицинский университет имени профессора Войно-Ясенецкого;
  • Приволжский федеральный университет.

Срок обучения

Программу специалитета можно освоить за шесть лет обучения на очном отделении.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Чтобы вырастить настоящих профессионалов, преподаватели преподносят студентам основы таких важных предметов:

Приобретаемые навыки

Выпускник направления - это специалист, который сможет решать широкий спектр профессиональных задач:

  • разработка, внедрение и эксплуатация автоматизированных ИМС;
  • работа с вычислительной техникой в медицине;
  • лабораторные исследования при помощи новейшей аппаратуры;
  • анализ неисправностей аппаратуры, поиск методов их устранения;
  • прием больных: неврология, хирургия, терапия;
  • планирование лабораторно-инструментального анализа;
  • осуществление исследований: лабораторных, биофизических, биохимических, медико-генетических, иммунологических;
  • установка диагноза, определение терапевтических мер;
  • разработка и внедрение информационных технологий в деятельность медицинских учреждений;
  • составление отчетов;
  • организация работы медперсонала и управление им;
  • соблюдение врачебной этики;
  • оказание неотложной помощи;
  • организация профилактических мероприятий;
  • преподавательская деятельность;
  • разработка учебных и методических пособий;
  • владение иностранным языком.

Перспективы трудоустройства по профессии

С оглядкой на спектр профессиональных компетенций и багаж знаний выпускник такого направления не будет испытывать проблем с трудоустройством. Он сможет найти работу в любом медицинском учреждении. Также можно устроиться в лаборатории, исследовательские центры. Есть вариант найти себя в научных организациях.

Кем работают бывшие студенты:

Уровень оплаты труда такого специалиста достаточно высокий даже на начальном уровне. В зависимости от места трудоустройства, можно рассчитывать на зарплату от 20 и до 40 тысяч в отечественной валюте.

Преимущества обучения в аспирантуре

Получив диплом специалиста направления, не стоит останавливаться на достигнутом. Обучение в аспирантуре - это, прежде всего, наработка ценнейшего опыта. Также обучение предполагает проведение лабораторных исследований, которые могут положить начало увлекательной карьере ученого.

Поскольку в аспирантуре специалист будет совершенствовать свои знания иностранного языка, впоследствии он будет представлять собой ценный кадр на международном уровне. Поэтому можно значительно расширить свои перспективы, претендуя на трудоустройство в других странах.

Эта часть связана с использованием вычислительной техники при обработке информации, поступающей с биологического объекта с целью постановки диагноза. Первым шагом является разработка методик формального описания состояния здоровья пациента, проведение тщательного анализа по уточнению клинических параметров и признаков, используемых в диагностике. Здесь имеют главное значение те признаки, которые несут количественные оценки. Кроме количественного выражения физиологических, биохимических и других характеристик больного для вычислительной диагностики необходимы сведения о частоте клинических синдромов (из априорных данных) и диагностических признаков об их классификации, оценке диагностической эффективности и т. п. Все эти данные вносятся в память ЭВМ, которые затем сопоставляются с симптомами больного. Контроль за состоянием организма необходим во многих областях человеческой деятельности (спортивной, производственной, учебной, военной), но особенно важен в стрессовых ситуациях или в таких лечебных условиях, как например хирургическое вмешательство с применением систем искусственного кровообращения и дыхания в состоянии наркоза и т. п. Для таких целей необходимо создавать информационные системы оперативного врачебного контроля (НСОВК), которые осуществляют съем медико-биологической информации, автоматическое распознавание функционального состояния пациента, фиксацию нарушений в деятельности организма, диагностирование заболеваний, управление устройствами, регулирующими жизненно важные функции.

  • Автоматизированные системы управления и возможности применения их для организации здравоохранения.

Здесь преследуется цель создания отраслевых автоматизированных систем (ОСАУ). Такие системы создаются для такой важной отрасли как «здравоохранение». Особенности ОСАУ в здравоохранении является то, что она должна включать в себя как блок управления, так и другие элементы: профилактику, лечение (с диагностикой), медицинскую науку, кадры, материальное обеспечение. В первоочередные задачи ОСАУ «Здравоохранение» входят автоматизация процессов сбора и анализа статистической информации по основным направлениям медицинской деятельности и оптимизация некоторых процессов управления.

Учебные заведения, проводящие набор по специальности "Медицинская кибернетика"

  • Российский Научный Исследовательский Медицинский Университет им. Н.И. Пирогова
  • Сибирский Государственный Медицинский Университет (г. Томск).
  • Пензенский государственный университет.
  • Северный федеральный университет (г. Архангельск)

29 апреля 2010 года Ученым Советом Пензенского государственного университета была открыта новая специальности 060114 - «Медицинская кибернетика» по подготовке специалистов «Врач-кибернетик». Продолжительность обучения по специальности - 6 лет. Вступительные испытания: Математика - профильный предмет,биология,русский язык. Врач–кибернетик подготовлен для осуществления практической и научной деятельности, направленной на разработку, внедрение и эксплуатацию автоматизированных технологических и административных систем управления в целях повышения качества медицинского обслуживания населения и эффективного использования ресурсов здравоохранения. Специалисты предназначены для работы в учреждениях, здравоохранения, учреждениях РАМН и других ведомств, заинтересованных в специалистах данного профиля. Врач-кибернетик по специальности 060114 готовится для работы:

1) в медицинских лечебно-диагностических организациях (больницах, поликлиниках, амбулаториях); 2) в научно-исследовательских медицинских и биологических центрах, лабораториях и институтах, связанных с эксплуатацией медицинской техники и проведением медико-биологических экспериментов; 3) в территориальных и региональных коммерческих структурах здравоохранения.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Медицинская кибернетика" в других словарях:

    I Кибернетика в медицине. Кибернетика наука об общих законах управления в системах любой природы биологической, технической, социальной. Основной объект исследования в К. кибернетические системы, рассматриваемые вне зависимости от их материальной … Медицинская энциклопедия

    Биокибернетика, научное направление, связанное с проникновением идей, методов и технических средств кибернетики (См. Кибернетика) в биологию. Зарождение и развитие К. б. связаны с эволюцией представления об обратной связи (См. Обратная… …

    - (от др. греч. κυβερνητική «искусство управления») наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. Содержание 1 Обзор … Википедия

    Большая советская энциклопедия

    I Кибернетика (от греч. kybernetike искусство управления, от kybernáo правлю рулём, управляю) наука об управлении, связи и переработке информации (См. Информация). Предмет кибернетики. Основным объектом исследования в К. являются … Большая советская энциклопедия

    Научное направление, связанное с проникновением идей, методов и технических средств кибернетики (См. Кибернетика)в медицину. Развитие идей и методов кибернетики в медицине осуществляется в основном в направлениях создания диагностических… … Большая советская энциклопедия

    Научная дисциплина социально культурной направленности, представляющая собой комплекс знаний о медицинских системах, существовавших и существующих в разных обществах, о традициях врачевания и их формах, о восприятии и переживании состояний… … Википедия

    - [гр. kybernetike искусство управления] наука об общих закономерностях процессов управления и связи в живых организмах, машинах и обществе. Англ. cybernetics. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. кибернетика (гр. kybernetike искусство… … Словарь иностранных слов русского языка

    Наука об управлении, связи и переработке информации (буквально искусство управления рулем). Первым, кто употребил этот термин для управления в общем смысле, был, по видимому, древнегреческий философ Платон. А. М. Ампер (А. М. Ampere, 1834)… … Математическая энциклопедия

    Раздел кибернетики, изучающий процессы управления и переработки информации в живых организмах и коллективах людей в соответствии с задачами лечения и профилактики болезней, а также управления здравоохранением … Большой медицинский словарь

Книги

  • Медицинская паразитология. Учебное пособие , Мяндина Галина Ивановна, Тарасенко Екатерина Владимировна. В предлагаемом учебном пособии представлены описания паразитов (простейших, гельминтов и членистоногих), которые являются возбудителями наиболее распространенных заболеваний человека.…

Медицинская кибернетика - новое направление в науке, компилирующее решение проблем диагностики и новейшие компьютерные разработки. Подобный подход позволяет сочетать использование необходимых медицинских приборов и аппаратов с заботой о здоровье человека.

История медицинской кибернетики

К сожалению, по ряду причин отечественная медицинская кибернетика начала свое развитие со значительным отставанием. Лишь в 1959 году эта дисциплина была восстановлена в своих правах и стала активно развиваться наряду с другими науками.

В Советском Союзе первая система медицинской диагностики была создана в 1964 году. Именно тогда в лаборатории Института хирургии им. Вишневского была разработана первая автоматическая система, предназначенная для диагностики врожденного порока сердца. Позднее, в 1969 году, институт сердечно-сосудистой хирургии разработал алгоритм, позволяющий автоматически диагностировать поражения клапанов сердца.

Первые серийные аппараты для лабораторной диагностики стали выпускаться на заводе им. Семашко в 70-х годах прошлого века. К этому времени автоматические системы управления (АСУ) считались не диковинкой, а абсолютно необходимым инструментом в работе врача. К примеру, для хирургов был разработан мониторинговый комплекс «Симфония», который позволял отслеживать состояние больного во время хирургических операций, была принята первая система обеспечения медпрепаратами «Аптека» и другие. Так начала развиваться медицинская кибернетика в нашей стране.

Развитие кибернетики к концу ХХ века

Новые принципы лабораторной диагностики различных заболеваний предполагали наличие штата обученных специалистов. Так в медвузах появилась новая дисциплина - «Медицинская кибернетика». Специальность сразу привлекла абитуриентов своей новизной и перспективностью. Первый выпуск врачей-кибернетиков состоялся в 1979 году на медико-биологическом факультете Второго московского

К середине 80-х годов кибернетические принципы решения многих медицинских проблем становятся повседневной реальностью. В крупных городах появляются центры диагностики, оснащенные современными АСУ, позволяющими диагностировать тяжелейшие заболевания по результатам анализов. В централизованных здравоохранительных заведениях - госпиталях, стационарах, санаториях - создаются журналы автоматизированной обработки поступающих медицинских данных, через новые автоматизированные комплексы ведется учет койко-мест в каждом учреждении, осуществляется запись на прием к врачу.

Что изучает кибернетика

Подробную информацию обо всех направлениях данного раздела науки может предоставить кибернетики любого медвуза нашей страны. В целом наука изучает взаимодействие процессов управления, протекающих в живой природе, согласованную работу различных систем, способность реагировать на внешние раздражители, возвращаться в исходное состояние после внешнего воздействия и прочее.

Поскольку законы изменения систем универсальны, они могут быть использованы очень широко. К примеру, медицинская кибернетика использует принципы взаимодействия систем при разработке технологий управления в здравоохранении и практической медицине. В рамках этой научной области разрабатываются механизмы коррекции процессов жизнедеятельности, улучшаются методы распознавания тяжелых заболеваний на самых ранних стадиях патологического процесса.

Компоненты системы

На практике это выглядит так. Любая современная система диагностики состоит из трех компонентов:

  • памяти, в которой хранится вся медицинская информация, касающаяся данной группы заболеваний (симптомы, показатели анализов и прочее);
  • логического устройства, позволяющего обрабатывать текущую информацию, сопоставляя симптомы больного, результаты его медицинского обследования с имеющимися данными;
  • устройства вывода полученного анализа - дисплей, принтер и прочее.

Как работают диагностические аппараты

При создании диагностического аппарата первым делом разрабатывают метод формального описания состояния здоровья обследуемого человека, проводят анализ всех клинических признаков болезни. Из полученного массива информации отбирают лишь те данные, которые пригодны для количественного анализа. Кроме числительных параметров, для постановки верного диагноза важны сведения о частоте клинических признаков, об их классификации и оценке.

Вся полученная информация хранится в памяти вычислительного устройства. В момент поступления текущих данных о состоянии больного машина сопоставляет имеющиеся симптомы с теми, что заложены в память компьютера. Таким образом составляется предварительная карта обследования пациента, ставится возможный диагноз.

Что может аппаратная диагностика

Логика процесса сопоставима с умозаключениями врача-диагноста - имеющиеся признаки ведут к постановке диагноза, который основан на всем предшествующем медицинском опыте.

Подобные диагностические системы могут выдать заключение лишь по тем болезням, сведения о которых загружены в память машины. Аппарат, предназначенный для диагностики сердечных заболеваний, вряд ли сможет распознать ларингит или остеохондроз, даже при наличии всех видимых признаков. Новую болезнь АСУ выявить не в состоянии. Для этого в память машины просто не заложены соответствующие данные. Зато автоматизированная система заметно поможет врачу в составлении диагностических карт, при сопоставлении статистических данных, при постановке комплексных диагнозов и прочего.

Постановка диагноза - это далеко еще не все. Наблюдение за процессом лечения, применение различных физиотерапевтических процедур также требует сложного современного оборудования с уникальным программным обеспечением, разработкой которого также занимается медицинская кибернетика.

Специальность

Вузы, выпускающие специалистов данного профиля, обычно являются медицинскими. Хорошие программы обучения предлагают:

  • Сибирский Госуниверситет министерства здравоохранения (г. Томск).
  • Красноярский государственный мед. университет им. Войно-Яценецкого.

Всем, кто желает изучать такую дисциплину, как «Медицинская кибернетика», вузы предлагают прослушать краткий курс довузовской подготовки (нулевой факультет). Здесь слушатели обновляют собственные знания по школьным предметам - в основном это математика, физика и биология. В каждом перечисленном учебном заведении имеется соответствующий факультет. «Медицинская кибернетика» там - далеко не единственная специальность. На сайтах таких факультетов можно ознакомиться с предварительным планом обучения, в котором прописан перечень изучаемых теоретических дисциплин и практических занятий.

Как получить специальность «Медицинская кибернетика»?

Для поступления важны результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и биологии. - от 77 и выше. Срок обучения на специалиста - шесть лет. Возможно получение дипломов бакалавра, специалиста или магистра по специальности «Медицинская кибернетика».

Ведущие подготовку специалистов по данному направлению, представлены лишь одним учебным заведением - Российским национальным исследовательским университетом им. Пирогова. В 2016 году он получил государственный заказ на подготовку студентов, и теперь 16 человек будут получать высшее образование по данной специальности за счет государства.

Потребность в специалистах данного профиля растет год от года, и список учебных заведений, ведущих подготовку медицинских кибернетиков, будет увеличиваться.

Прикладная медицинская кибернетика

Вузы в России разработали свои учебные программы таким образом, чтобы теоретические дисциплины дополняли и расширяли практические знания будущего медицинского работника. Студенты медицинских учреждений проходят обучение по таким направлениям:

  • аппаратная диагностика и лечение;
  • разработка автоматизированных систем;
  • методы настройки и управления медтехникой;
  • решение организационных проблем в системе здравоохранения.

Повсеместное внедрение компьютеризации и автоматических систем управления привело к резкому сокращению бумажного документооборота. Со своих рабочих мест медицинский персонал вводит информацию в компьютеры, получая на выходе результаты анализа введенных данных. Кроме этого, существенно изменилась форма получения сведений из общей базы, сократилось время обработки запросов, упростились формы подачи отчетности. Все это привело к значительному повышению эффективности работы персонала медучреждений. В этом улучшении немалую роль сыграла медицинская кибернетика. Профессия эта, таким образом, довольно интересная. А где же можно работать специалисту?

Сферы деятельности

Выпускник вуза, в дипломе которого указана специальность «Медицинская кибернетика», может работать в сфере инструментальной или лабораторной диагностики. Проще говоря, создавать и обслуживать его.

Комплексные системы автоматизации упрощают контроль над работой здравоохранительных учреждений, помогают автоматизировать различные медицинские процессы - вплоть до проведения сложнейших хирургических операций. Поэтому медицинская кибернетика востребована в административных отделах здравоохранительных учреждений, а специалисты данного профиля могут заказывать, устанавливать, проводить ремонт и усовершенствование подобного оборудования.

Альтернативное трудоустройство

Дополнительными направлениями работы может служить научная деятельность или преподавание. В высших учебных заведениях охотно принимают на работу специалистов со стажем практической работы на медицинском оборудовании.

Не менее заинтересованы в специалистах-кибернетиках медицинского направления различные предприятия, специализирующиеся на ремонте и модернизации существующих систем автоматического управления. Кибернетиков ждут в фирмах, создающих софт для аппаратов, настроек существующего ПО с учетом текущих требований и прочего.

Ранее этот государственный стандарт имел номер 041000 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)
Приложение N 3 к приказу

Министерство образования Российской Федерации

Государственный образовательный

стандарт

высшего профессионального образования

Специальность 041000 –Медицинская кибернетика

Квалификация Врач-кибернетик

Вводится с момента утверждения

Москва 2000

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

041000 –Медицинская кибернетика

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования

Российской Федерации (приказ Госкомвуза от 05.03.94 г. № 180.).

1.2. Квалификация выпускника – Врач-кибернетик.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки Врача-кибернетика по специальности 041000 – Медицинская кибернетика (обучение проводится только по очной форме) - шесть лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Врач-кибернетик подготовлен для осуществления практической и научной деятельности, направленной на разработку, внедрение и эксплуатацию автоматизированных технологических и административных систем управления в целях повышения качества медицинского обслуживания населения и эффективного использования ресурсов здравоохранения. Специалисты предназначены для работы в учреждениях, здравоохранения, учреждениях РАМН и других ведомств, заинтересованных в специалистах данного профиля.

Специалист должен знать:

  • основы теоретической и экспериментальной физики и биофизики;
  • основы теоретической и экспериментальной химии и биохимии;
  • общие законы и этапы эволюции биологических систем;
  • основы иммунологии и генетики;
  • анатоморфофизиологические, возрастные и половые особенности человека, взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию;
  • современные отечественные и зарубежные концепции теоретической и практической медицины о здоровье человека и его заболеваниях;
  • причины возникновения, условия формирования и протекания патологических процессов в организме, принципы их предупреждения и устранения;
  • нозологические формы заболеваний, механизмы их развития и способы диагностики;
  • основы взаимодействия организма и внешней среды, особенности влияния различных факторов внешней среды в производственных и бытовых, социальных и природных условиях;
  • современные концепции норм управления в медицине и системного анализа здравоохранения;
  • основы экономики здравоохранения;
  • математические основы кибернетики и методы решения задач с помощью компьютерных технологий;
  • основы системотехники;
  • структуру, принцип действия, характеристики электронных вычислительных машин, программирование на ЭВМ, языки программирования для решения научных и информационных задач;
  • операционные системы и их возможности;
  • основы построения банков данных и использования их для решения информационных задач медицины и биологии;
  • математические методы статистики;
  • методы исследования операций, линейное и динамическое программирование, теорию массового обслуживания;
  • математические основы распознавания образов в решении задач диагностики;
  • математические модели и методы планирования эксперимента;
  • основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, принимаемые в этой области, правила техники безопасности при работе с медицинским инструментарием и оборудованием, вопросы охраны к окружающей среды, основы права и научной организации труда.

Специалист должен уметь:

  • оказывать неотложную врачебную помощь при обмороках, коллапсе, коме, шоке, острой сердечной и дыхательной недостаточности, инсульте, эпилептических припадках, аллергических реакциях, остром животе, травмах, отравлениях, обморожениях, переломах и кровотечениях, змеиных укусах и т. д.;
  • выполнять общие врачебные манипуляции (перевязки, остановку кровотечения, инъекции лекарственных веществ, установление группы крови и резус-фактора, промывание желудка и кишечника, местную анестезию, транспортную и лечебную иммобилизацию при переломах костей, расшифровывать электрокардиограммы и оценивать результаты рентгенографических исследований;
  • разрабатывать модели планирования и прогнозирования процессов в здравоохранении, используя математические методы в ЭВМ (распределение ресурсов, лекарственных средств, планирование больниц, прогнозирование заболеваний и др.);
  • проводить обследование лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, территориальных и республиканских органов управления здравоохранением с целью выявления информационных потоков, их объемов и возможных методов обработки информации для выработки рекомендаций по применению компьютерных технологий;
  • разрабатывать модели функциональных систем организма: отдельных органов и физиологических систем человека, реализовывать эти модели на ЭВМ с целью применения в клинической практике для диагностики, автоматизированного управления и прогнозирования состояний больного;
  • решать задачи обработки медицинской статистики с использованием математических методов и ЭВМ;
  • разбираться в характеристиках и возможностях программного обеспечения различных типов ЭВМ, для выработки рекомендаций по применению их конкретной организации, занимающейся медико-биологическими проблемами;
  • владеть методикой работы на ЭВМ, использовать их в медицинских экспериментальных и клинических исследованиях;
  • решать задач связи ЭВМ и аппаратуры регистрации медико-биологических данных и датчиков в автоматизированных системах обработки;
  • разрабатывать программные средства для информационных систем в решении задач управления;
  • осуществлять организационно-методическую работу по применению кибернетических подходов в управленческих системах здравоохранения;
  • проводить мероприятия по внедрению средств вычислительной техники в системе здравоохранения, по распространению знаний медицинской и биологической кибернетики среди лечебного персонала учреждений здравоохранения и применению средств автоматизации и вычислительной
техники.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника – Врача-кибернетика,

освоившего основную образовательную программу высшего профессионального

образования по специальности 041000 – Медицинская кибернетика.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в ординатуре и аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или высшего профессионального образования.

3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

041000 - Медицинская кибернетика

3.1. Основная образовательная программа подготовки Врача-кибернетика разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки Врача-кибернетика, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки Врача-кибернетика состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки Врача-кибернетика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию (дипломная работа):

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специальности;

ФТД - факультативы.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-КИБЕРНЕТИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

041000 - Медицинская кибернетика

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

(общая трудоемкость )

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Федеральный компонент:

Иностранный язык

.

Закрепление программы средней школы, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для чтения и перевода оригинальной иноязычной литературы по специальности.

Различные виды речевой деятельности, чтение и др., позволяющие использовать иностранный язык как средство профессионального общения (письменного и устного).

Навыки обработки текстов по специальности для использования полученной информации в профессиональных целях: перевод, аннотирование, реферирование (на родном и иностранном языках).

Навыки устного общения (аудирование, диалогическая и монологическая речь), позволяющие участвовать в профессиональном общении с иностранными коллегами в объеме тем, указанных в программе по дисциплине “иностранный язык” для студентов медицинских и фармацевтических вузов

Физическая культура.

Отечественная история.

История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные закономерности и особенности мировой истории сквозь призму национальной российской истории. Воздействие русской истории на мировой процесс. Представления об истории человечества и ее основных этапах как важный фактор формирования ценностных ориентации и определения гражданской позиции современного человека. Проблемы методологии истории;

соотношение политических, экономических, духовных факторов в истории; роль религии и религиозных представлений. Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций. Новые подходы к проблеме "человек в истории"; история повседневной жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры, полководцы и реформаторы в истории. Социальная история, взаимодействие революций и реформ. Место и роль России, российской цивилизации и культуры в истории человечества. Характерные черты европейской и восточной цивилизаций. Основные этапы мировой истории. Древний мир: роль античного наследия для европейской культуры; вклад восточных цивилизаций (Китая, Индии, арабского Востока и др.); Россия и кочевнический мир. Средние века: формирование национальных государств; авторитарная власть и появление сословного представительства; гуманизм и реформация; роль христианства в европейской цивилизации; формирование православия в России. Новая история: история географических открытий, расширивших границы мира; промышленная революция и ее последствия; ХУШ век-век просвещения и гуманизма; Россия открывает окно в Европу; российские реформы и реформаторы в XIX веке; вклад русской культуры в мировую культуру. Новейшая история (XX век): роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизация; социальная трансформация общества; столкновение интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Мировые и локальные войны; роль Советского Союза в победе над фашизмом; история холодной войны. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития; интеграция науки и образования. Российский фактор в политической, социальной и духовной истории XX столетия. Геополитические изменения в мире на рубеже 1800-90-х годов.

Культурология.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность.

Инкультурация и социализация.

Политология.

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мировогополитического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Правоведение.

Медицинское право, биоэтика и деонтология - важные нормативные системы в сфере охраны здоровья граждан. Государство и право. Их роль в жизни общества. Нормы права и нормативно-правовые акты.

Правосознание и правовая культура врача. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права, как гаранты обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Правовые основания управления здравоохранением. Медицинское право. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Права пациентов и медицинских работников. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Тайна усыновления ребенка. Концепция планирования семьи. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Особенности регулирования труда медицинских работников. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Профессиональные и должностные правонарушения медицинского персонала и их профилактика. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Врачебная тайна. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Актуальные проблемы медицины и права.

Психология.

Предмет, объект и методы психологии. Роль психологических знаний в работе врача. Основные научные школы современной психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Влияние личности пациента на возникновение, течение болезни и возможности влияния болезни на его психику. Личность врача как фактор доверия к нему пациента. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Уровни поведения. Современные представления о научении. Поведенческий подход к пониманию аномального поведения. Модификация поведения с позиций научения. Научение и личность. Психологическая характеристика деятельности как сугубо человеческого поведения. Осознанные

и автоматизированные компоненты деятельности. Воля как сознательная организация и саморегуляция личностью своей деятельности. Понятие о фрустрации. Механизмы интрапсихической защиты. Развитие личности в деятельности и здоровье. Врач и пациент как партнеры в управлении деятельностью, направленной на здоровье пациента. Мотивация поведения. Осознанные и неосознанные мотивы Мотивы и смысл. Мотивация и здоровье. Мотивация и болезнь. Психологический смысл болезни. Восприятие мира. Свойства восприятия как субъективного образа мира. Подпороговое восприятие. Восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Внутренняя картина здоровья. Внутренняя картина болезни. Лечебное воздействие. Познавательные процессы. Эмоциональные процессы. Эмоциональное обеспечение поведения. Факторы, вызывающие эмоции. Психология горя. Профилактика страха и тревожности. Психология общения. Особенности профессионального общения медика.

Трансфер и контртрансфер. Каналы коммуникации, Психология групп. Структура группы и ее измерение. Групповая динамика. Врач как член профессиональной группы. Терапевтические группы. Семья как малая группа.

Педагогика.

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Медицинская педагогика. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. Обучение больных, медицинского персонала. Обучающие программы в работе с семьей пациента

.

Русский язык и культура речи.

Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской

официально-деловой письменной речи. Язык и

стиль распорядительных документов. Язык и, стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Социология.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

Философия.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре (медицине). Исторические типы и направления в философии. Основные этапы исторического развития философской мысли. Философия в развитии русской духовности. Структура философского знания Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства, времени и движения. Жизнь как специфическая форма движения материи. Научные, философские и религиозные картины мира. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Развитие, его модели и законы. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус земной жизни. Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек как творец и творение культуры. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и эмпирическое познание. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Отражение мира в сознании как познание. Творческое “конструирование” знания. Практика. Наука. Научное и вненаучное знание. Истина и её критерии. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины. Философско-этические проблемы в медицине (биоэтика).

Экономика

.

Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Фирма. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Производительность. Конкуренция и структура рынка. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. Национальный доход. Личный доход. Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Виды и уровень безработицы. Меры борьбы с безработицей. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Фискальная политика. Основные статьи доходов и расходов госбюджета. Банковская система. Международная экономика. Развитие экономической науки. Основы прикладной экономики. Предпринимательство. Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Понятие банкротства. Основы маркетинга. Виды рекламы. Налоги. Налоговая система. Финансовые институты. Механизм действия бирж, страховых и инвестиционных компаний. Основы потребительских знаний. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.

Биоэтика.

Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения. Права пациента и врача. Этические основания современного медицинского законодательства. Применение этических принципов при использовании новых биомедицинских технологий.

История медицины и фармации.

Влияние среды обитания на здоровье человека, изыскание эффективных средств лечения и профилактики, диагностики, взаимоотношения врача и пациента, место врача в обществе; представление о медицинских системах и медицинских школах; учение о здоровом образе жизни. Народная и традиционная медицина. Магическая и демонологическая медицины. Медицинское образование. Первые медицинские учреждения. Влияние мировых религий на медицину. Выдающиеся деятели медицины и фармации. Выдающиеся медицинские открытия, Влияние гуманистических идей на медицину. Влияние научной революции и технической программы на развитие медицины. Особенности отечественной истории медицины. Проблемы врачебной этики и деонтологии в истории отечественной медицины и на современном этапе.

Латинский язык и основы терминологии.

Дисциплины и курсы по выбору студента,устанавливаемые вузом:

Естественно-научные, математические и медико-биологические дисциплины

Федеральный компонент:

Математика.

Основы высшей математики: математический анализ и аналитическая геометрия, линейная алгебра, теория вероятностей и

математическая статистика, теория дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных, элементы прикладной математики, математическое моделирование и обработка результатов измерения.

Информатика.

Теоретические основы информатики. Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах. Технические средства информатизации. Использование ЭВМ в здравоохранении.

Основные законы физики, физические явления и процессы, законы механики, оптики, атомной физики, электродинамики, физики волновых явлений, устройство и назначение научной и медицинской аппаратуры, физические принципы ее работы.

Химическая природа веществ. Химические явления и процессы, основы органической, неорганической и физической химии. Химия биология и медицина.

Биология с экологией.

Зоология беспозвоночных и позвоночных. Эмбриология. Общие закономерности происхождения и развития жизни. Антропогенез и онтогенез человека. Биосфера и экология. Основы общей генетики и генетики человека.

Медико-биологические дисциплины

Генетика.

Основные понятия генетики.

Морфология (анатомия, гистология, цитология).

Строение человеческого тела во взаимосвязи с функцией и топографией систем и органов. Развитие и индивидуальные особенности. Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов. Гистофункциональные особенности тканевых элементов. Методы их исследования.

Физиология.

Функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии внешней среды. Закономерности функционирования отдельных органов и систем

.

Микробиология и вирусология.

Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние на здоровье человека. Методы микробиологической диагностики. Применение основных антибактериальных, противовирусных препаратов.

Молекулярная фармакология.

Классификация и основные характеристики лекарственных средств. Фармакодинамика и фармакокинетика. Показания и противопоказания к применению лекарственных средств, применение и побочные эффекты.

Общая патология (патологическая анатомия и патофизиология).

Структурные основы болезней и патологических процессов. Морфологические изменения органов и тканей при патологических процессах. Причины, механизмы развития и исходы патологических процессов. Закономерности нарушения функции органов и систем.

Иммунология.

Иммунологическая система организма

.

Биохимия.

Химическая природа веществ, химические явления и процессы в организме. Основы клинической биохимии

.

Общая биофизика.

Основы общей биофизики. Физические модели взаимодействия биологических систем.

Национально-региональный (вузовский компонент):

до 15% общего

объема цикла

Профессиональные дисциплины

Федеральный компонент:

Клинические дисциплины

Сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента, владение алгоритмом решения задач диагностики, лечения больных и профилактики заболеваний, навыками профессионального врачебного поведения. Ведение медицинской документации

.

Педиатрия.

Клиническая и экспериментальная хирургия.

Экстремальная хирургия.

Внутренние болезни, военно-полевая терапия.

Неврология и психиатрия.

Лучевая диагностика и терапия.

Военная и экстремальная медицина.

Военная гигиена и эпидемиология.

Клиническая кибернетика.

до15% от общего объема цикла

Дисциплины специальности

Физиологическая кибернетика.

Медицинская биофизика.

Общая и медицинская радиобиология.

Медицинская электроника.

Теоретические основы кибернетики.

Системный анализ.

Современные проблемы медико-биологической науки.

Национально-региональный (вузовский) компонент:

от общего объема цикла

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом:

Всего часов теоретического обучения:

Квалификационная (дипломная) работа:

Практики:

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

041000 -
Медицинская кибернетика

5.1. Срок освоения основной образовательной программы

подготовки Врача при очной форме обучения составляет

306 недель, в том числе:

Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии

227 недель

Практики

Биологическая

Лаборантская

Производственная (по медицинской информатике)

Преддипломная

15 недель

Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы

17 недель

Каникулы

(включая 4(8 ) недели последипломного отпуска)

недель

5.2. Максимальный объем учебной нагрузки (общая трудоемкость) студента устанавливается

54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.3. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения

36 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.

При формировании основной образовательной программы вуз обязан выделить

на аудиторные занятия со студентами

2/3 объема времени общей трудоемкости,

на лабораторные, практические занятия – не менее

30% от аудиторного времени.

Самостоятельная работа студентов при изучении всех дисциплин настоящей образовательной программы должна составлять не менее

1/3 объема времени общей трудоемкости.

5.4. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять

6-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

041000 - Медицинская кибернетика

6.1. Требования к разработке основной образовательной

программы подготовки Врача-кибернетика

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки Врача-кибернетика на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное

заведение имеет право:

Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 15%;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: иностранный язык (в объеме не менее 340 часов), физическая культура (в объеме не менее 408 часов), философия, отечественная история. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. УМО рекомендует включать также в качестве обязательных такие дисциплины, как психология и педагогика, правоведение, биоэтика, история медицины, латинский язык и основы терминологии. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки (специальностей) , выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла;

Осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, естественно-научных дисциплин;

Осуществлять в медицинских и фармацевтических вузах преподавание вопросов анатомии, физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, предусмотренных в программе “Физическая культура” для студентов вузов РФ, только на профильных кафедрах.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью (не менее 3 лет); преподаватели по всем медико-биологическим, клиническим и дисциплинам специальности, как правило, должны иметь ученую степень (не менее 60% кандидатов и 10% -докторов наук) и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере (не менее 3 лет);

К педагогической деятельности, в сфере медицинского и фармацевтического профиля, не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или медицинскими противопоказаниями.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Лабораторным практикумом должны быть обеспечены дисциплины: химия, физика, информатика, биология с экологией, морфология, физиология, микробиология, общая патология, молекулярная фармакология, иммунология, генетика, радиобиология, медицинская электроника, биохимия, биофизика, физиологическая кибернетика, теоретические основы кибернетики, системный анализ.

Семинарами и практическими занятиями должны быть обеспечены дисциплины: история, экономика, философия, культурология, биоэтика, политология, социология, психология, педагогика, иностранный язык, латинский язык, физическое воспитание, математика.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием учебно-методических пособий и рекомендаций, наглядными пособиями, аудио- и видиоматериалами по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, дипломному проектированию, практикам.

Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы (по 2 комплекта):

Акушерство и гинекология

Аллергология

Ангиология и сосудистая хирургия

Анестезиология и реаниматология

Анналы хирургии

Антибиотики и химиотерапия

Архив патологии

Бюллетень экспериментальной биологии и медицины

Бюллетень нормативных актов

Вестник дерматологии и венерологии

Вестник интенсивной терапии

Вестник отоларингологии

Вестник офтальмологии

Вестник рентгенологии и радиологии

Вестник хирургии им. И.И. Грекова

Военно-медицинский журнал

Вопросы вирусологии

Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры

Вопросы медицинской химии

Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии

Вопросы онкологии

Вопросы питания

Высшее образование в России

Гематология и трансфузиология

Гигиена и санитария

Грудная и сердечно-сосудистая хирургия

Журнал вопросы нейрохирургии

Журнал высшей нервной деятельности

Журнал микробиологии и эпидемиологии

Журнал неврологии и психиатрии

Здравоохранение Российской Федерации

Иммунология

Иммунология. Аллергология

Инфекции, передаваемые половым путем

Кардиология

Клиническая геронтология

Клиническая и лабораторная диагностика

Клиническая медицина

Клиническая фармакология и терапия

Медико-социальная экспертиза

Медицина труда и промышленности

Медицинская газета

Медицинская радиология

Медицинская техника

Медицинский вестник

Международный медицинский журнал

Молекулярная генетика, микробиология и вирусология

Морфология

Нефрология

Онкология

Офтальмохирургия

Патологическая физиология и экспериментальная терапия

Педиатрия

Проблемы гематологии и переливания крови

Проблемы социальной гигиены и истории медицины

Проблемы туберкулеза

Проблемы эндокринологии

Психологический журнал

Пульмонология

Российский вестник перинатологии и педиатрии

Радиационная биология

Российский журнал кожных и венерических болезней

Российский медицинский журнал

Российский онкологический журнал

Русский медицинский журнал

Сестринское дело

Социальная и клиническая психиатрия

Стоматология

Судебно-медицинская экспертиза

Травматология и ортопедия

Терапевтический архив

Токсикологический вестник

Ультразвуковая диагностика

Урология

Успехи современной биологии

Успехи физиологических наук

Фармакология. Токсикология

Фармация

Физиология и морфология

Физиология человека

Химико-фармацевтический журнал

Цитология

Экспериментальная и клиническая фармакология

Эндоскопическая хирургия

Эпидемиология и инфекционные болезни

Обеспеченность обучающихся обязательной (с грифом Минздрава РФ) учебной литературой по каждой дисциплине государственного образовательного стандарта лицензируемой специальности должна составлять – 0,5 экземпляров, а библиотечный фонд – не менее 125.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, клинической дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом (количество помещений для размещения кафедр определяется из расчета не менее 18 кв.м учебных и учебно-лабораторных помещений на 1 студента).

6.5. Требования к организации практик

Проведение практик обеспечивается наличием соответствующей материально-технической базы, учебно-методическими пособиями, положением о проведении практик, разрабатываемым вузом.

1.Биологическая (учебная) практика - 4 недели на втором семестре

2.Лаборантская практика – 3 недели на шестом семестре.

3.Производственная практика - 4 недели на восьмом семестре.

4.Преддипломная практика - 4 недели на десятом семестре.

6.5.1. Учебная биологическая практика

Практика проводится по медико-биологическим и естественно-научным дисциплинам.

Задачами практики являются:

Обучение студентов навыкам планирования и проведения экспериментальных исследований, обращению с экспериментальными лабораторными животными, работы с научной литературой, анализа полученных экспериментальных данных;

Обучение студентов основам систематики и биометрии;

Изучение студентами разделов “Экология” и “Экология человека” и освоение ими практических навыков по этим разделам.

Во время учебной практики студент должен получить навыки:

Логического мышления: строить обоснованные суждения и умозаключения;

Формирования экспериментальной выборки, разработки схемы проведения эксперимента, основных биометрических методов обработки результатов эксперимента;

Анализа данных лабораторных и инструментальных методов исследования, систематики различных групп животных; проведения определения экологического состояния природной среды, специфики проведения экспериментов в области прикладной экологии.

6.5.2. Производственная практика

Лаборантская практика после 3 курса

Во время лаборантской практики студент 3 курса должен ознакомиться с работой кафедральных и научных коллективов, с научными направлениями, методами исследования, с основной литературой по изучаемым проблемам, участвовать в постановке и проведении экспериментов;

За время проведения лаборантской практики студент должен получить навыки:

работы с научной литературой, разработки схем постановки и проведения эксперимента, анализа его данных и формулировки выводов экспериментальных исследований.

Производственная практика после 4 курса

Во время производственной практики студент 4 курса должен ознакомиться с опытом работы кафедры (отдела, лаборатории), участвовать в проведении экспериментальной работы научного коллектива, ознакомиться с научной литературой по изучаемым проблемам.

За время проведения производственной практики студент должен получить навыки:

работы с современной исследовательской аппаратурой, вычислительной техникой, применения основных математических и статистических методов обработки результатов экспериментов, в том числе с использованием современной компьютерной техники.

Производственная (преддипломная) практика после 5 курса

Во время производственной (преддипломной) практики студент 5 курса должен освоить методы исследования, начать сбор фактического экспериментального или клинического материала для разработки квалификационной (дипломной) работы, определяемой ее темой и научным направлением кафедры (отдела, лаборатории).

За время проведения производственной (преддипломной) практики студент должен получить навыки:

Работы с современными инструментальными и лабораторными методиками,

Использования современной компьютерной техники для выполнения квалификационной (дипломной) работы,

Написания обзора научной литературы,

Обработки полученных результатов и их анализа согласно требованиям, предъявляемых к выполнению квалификационных (дипломных) работ.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

041000 – Медицинская кибернетика

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

Специалист должен знать:

  • теоретические и методические основы фундаментальных и медико-биологических наук, клинических дисциплин и дисциплин специализаций, необходимых для самостоятельной работы в области исследований природы и механизмов развития патологических процессов, для совместной работы с лечащими врачами по постановке диагноза, разработки новых методов диагностики, внедрения новой электронной и вычислительной техники, разработки современных медицинских технологий;
  • качественные и количественные отличия болезни от здоровья, этиологию, патогенез и клинику наиболее часто встречающихся заболеваний, принципы их профилактики, диагностики, лечения;
  • основы обработки диагностической и медико-биологической информации с помощью современных компьютерных технологий;
  • современные концепции норм управления в медицине и системного анализа здравоохранения, математические основы кибернетики и методы решения задач с помощью компьютерных технологий, основы системотехники, структуру, принцип действия и характеристики электронных вычислительных машин, программирование на ЭВМ, языки программирования для решения научных и информационных задач, операционные системы и их возможности, основы построения банков данных и использования их для решения информационных задач биологии и медицины, математические методы статистики, методы исследования операций, математическое распознавание образов;
  • правила техники безопасности при работе с медицинской аппаратурой, вопросы охраны труда и окружающей среды, основы правоведения и научной организации труда.

Специалист должен уметь:

  • оказывать неотложную врачебную помощь при обмороках, коллапсе, острой сердечной и дыхательной недостаточности, инсульте, аллергических реакциях, остром животе, травмах, отравлениях, обморожениях, переломах и кровотечениях и т.д.;
  • выполнять общеврачебные манипуляции: перевязки, остановку кровотечения, инъекции лекарственных веществ, установление группы крови и резус-фактора, промывание желудка и кишечника, местную анестезию, транспортную и лечебную иммобилизацию, расшифровывать электронограммы, оценивать результаты рентгенографических и радиологических исследований;
  • разрабатывать модели планирования и прогнозирования процессов в здравоохранении, используя математические методы;
  • проводить обследование лечебно-профилактических санитарно-эпидемиологических учреждений, территориальных и республиканских органов управления здравоохранением с целью выявления информационных потоков, их объемов и возможных методов обработки информации для выработки рекомендаций по применению компьютерных технологий;
  • разрабатывать информационное обеспечение для автоматизированных систем управления здравоохранением;
  • проектировать и организовывать вычислительные диагностические центры областного и других уровней, обеспечивая их эффективное использование;
  • разрабатывать модели функциональных систем организма, реализовывать эти модели на ЭВМ с целью применения в клинической практике для диагностики, автоматизированного управления и прогнозирования состояний больного;
  • использовать пакеты прикладных программ для решения задач вычислительной диагностики и выявления информативных признаков заболеваний на материале клинических данных;
  • разрабатывать программные средства для информационных систем в решении задач управления, осуществлять организационно-методическую работу по применению кибернетических подходов в управленческих системах здравоохранения;
  • проводить мероприятия по внедрению средств вычислительной техники в системе здравоохранения, по распространению знаний медицинской и биологической кибернетики среди медицинского персонала учреждений здравоохранения и применению средств автоматизации и вычислительной техники;
  • использовать знания иностранного языка для профессионального общения (устного и письменного) и работы с оригинальной литературой по специальности;
  • пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой и спортом для здоровья.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста .

7.2.1. Итоговая государственная аттестация Врача-кибернетика включает квалификационную (дипломную) работу, выполнение и защита которой позволяет выявить теоретическую и практическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.2.2.Требования к итоговой государственной аттестации (выполнение и защита дипломной работы).

Выполнение дипломной работы имеет своей целью:

  • систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применению этих знаний при решении конкретных научных и практических задач;
  • развитие профессиональных навыков, ведение самостоятельной научно-исследовательской работы и овладение методиками исследования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;
  • выяснение степени подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях современного развития медицинской науки и практического здравоохранения.

Сроки выполнения дипломной работы определяются государственным образовательным стандартом и учебным планом вуза. Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития медицинской науки и практического здравоохранения. Порядок защиты дипломных работ определяется Положением о ГАК.

Составители

:

Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 041000 –

Медицинская кибернетика (15 ноября 1999 протокол № 2) .

Председатель Совета УМО__________________________________Пальцев М.А.

Заместитель председателя Совета УМО ______________________Денисов И.Н.

Начальник отдела УМО____________________________________Уткина Т.Б.

Согласовано:

Руководитель департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава РФ___________________________________Володин Н.Н.

Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ

Начальник управления____________________________________Шестаков Г.К

Заместитель начальника управления_________________________Сенашенко В.С.

Главный специалист управления____________________________Сенаторова Н.Р.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт