George англия. Дэвид Ллойд Джордж: биография, политика, реформы. Политика в отношении ссср

16.11.2021

70 лет назад ушел из жизни известный британский политический деятель и дипломат Дэвид Ллойд Джордж. Он более полувека являлся членом а с 1916-го по 1922-й годы занимал пост премьер-министра Соединенного королевства. История о его жизненном пути является довольно поучительной для тех, кто уверен, что отсутствие денег и связей является непреодолимым препятствием на пути к успеху в любой сфере.

Биография Ллойда Джорджа: детство и юность

Будущий известный политик родился 17-го января 1863-го года в Манчестере в семье учителя из Пемброкшира. В годовалом возрасте мальчик потерял отца, и его мать с тремя малышами (сестрам Дэвида было 2 и 3 года от роду) перебралась в деревню Лланистамдви, где жил ее брат-сапожник. Дядя сыграл огромную роль в жизни сирот. Поэтому, став совершеннолетним, Дэвид Джордж добавил к своей и его фамилию — Ллойд.

Окончив приходскую школу в Лланистамдви, юноша сдал 3 экзамена и получил право занимать должность стряпчего. Он обладал деятельным характером и вскоре основал юридическую контору в Криччите.

В возрасте 25 лет Дэвид женился на дочери богатого фермера — Мэгги Оуэн, несмотря на то что ее отец не считал начинающего правоведа подходящей партией для дочери. Однако женитьба добавила солидности молодому правоведу, и через несколько месяцев после заключения брака он был избран олдерменом графства Кэрнарвон. Более того, спустя еще 2 года молодой человек уже являлся членом палаты депутатов от Либеральной партии.

Работа в кабинете министров

В 1890 году Дэвид Ллойд Джордж переехал с семьей в Лондон. Дерзкий, язвительный и остроумный молодой человек смог проявить себя великолепным оратором и вскоре стал лидером валлийских депутатов от Либеральной партии.

В 1905 году к власти в Великобритании пришла именно эта партия. Ллойд Джорджа пригласили в правительство, однако он оговорил свое участие 2-мя условиями: расширение самоуправления для родного Уэльса и изменение действующего закона об образовании. Его условия были приняты, и в возрасте 32 лет Дэвид впервые стал министром торговли Великобритании.

Он активно интересовался вопросами рациональной эксплуатации колоний и был сторонником расширения империи. В 1908-м году Д. Ллойд Джордж занял пост канцлера казначейства, считавшийся вторым по своему значению в британском кабинете министров.

Первая мировая война

Еще в годы англо-бурского вооруженного противостояния в Великобритании и за границей Ллойд Джордж создал себе репутацию миротворца. Однако когда в начале Первой мировой войны лидеры Германии обещали скорую победу, он, выступая на митинге, призвал англичан защитить независимость Бельгии.

В конце 1916-го года Д. Ллойд Джордж занял пост премьер-министра Соединенного Королевства и возглавлял коалиционное правительство в течение почти 6 лет. Начало периода его правления было просто триумфальным, и в те годы политик пользовался огромной популярностью в своей стране и во многих государствах Европы.

Завершение войны

В последние дни перед подписанием перемирия Ллойд Джордж в своих выступлениях в парламенте делал все, чтобы создать у англичан впечатление, что они являются победителями. Известно, что политик попытался даже задержать распространение информации о прекращении боевых действий до своего появления перед депутатами.

Его уловки имели успех, и пресса даже стала называть премьер-министра «организатором победы». Более того, Ллойд Джордж организовал в Лондоне смотр войск, который его соратники поспешили назвать «парадом победы», и пригласил по этому случаю Клемансо, Фоша и итальянского премьер-министра В. Орландо. Все это позволило ему задержаться на своем посту, и в 1918-м году он во второй раз сформировал правительство.

Политика в отношении СССР

В 1918-м году, будучи премьер-министром, Ллойд Джордж объявил крестовый поход против молодого Советского государства. Его целью было создание «зоны влияния», в которую входили Прибалтика и богатый нефтью Кавказ. Именно при нем британские интервенты высадились в Архангельске и в Баку. Кроме того, Ллойд Джордж неоднократно выступал с призывами оказать поддержку Однако уже к 1920-му году он принял активное участие в подготовке и подписании торгового соглашения с СССР, признав тем самым Советскую власть в качестве фактического правительства России.

Версальский договор

Многие историки считают Дэвида Ллойд Джорджа одним из инициаторов подписания по которому Англия получила германские колонии и Месопотамию. В результате под контролем этой страны оказалось почти 75 % мировых нефтяных ресурсов, разведанных к 20-му году.

При Ллойд Джордже Англия также упрочила свое господство в Персии, Аравии и Египте, а также получила Палестину и Ирак.

Отставка и последующие годы

В 1922-м году Ллойд Джорджа потерпело крах. Причин было несколько:

  • премьер-министр не смог добиться уступок со стороны СССР;
  • не были созданы возможности организовать экспорт угля в Северную Европу;
  • политика Ллойда Джорджа не привела к подписанию соглашения о преференциях для английских товаров при их ввозе в государства Центральной Европы.

После отставки, Ллойд Джордж продолжал активную политическую деятельность и вплоть до начала 30-х годов оставался наиболее уважаемым политическим деятелем Запада. При этом он надеялся вернуться в правительство. Однако при формировании нового кабинета в 1931-м году его не пригласили, что отчасти было обусловлено его тяжелой болезнью. Более того, спустя несколько месяцев либеральная партия раскололась, и Ллойд Джордж отказался ее возглавлять.

После полного выздоровления политик начал писать «Военные мемуары», которые принесли ему успех у читателей и огромные гонорары.

Вторая мировая война

Во время визита в Германию, который состоялся в 1936-м году, Ллойд Джордж расточал похвалы Гитлеру. Однако после событий в Испании он выступил в пользу сближения Великобритании с Францией и СССР. Когда премьер-министром стал У. Черчилль, он предложил политику стать членом своего правительства, однако Ллойд Джордж отклонил как это, так и предложение занять пост посла Соединенного Королевства в США.

В разгар войны умерла супруга политика, с которой он давно уже не жил. Он женился на своей давней любовнице Фрэнсис Стивенсон. Вскоре после свадьбы у Ллойд Джорджа обнаружили раковую опухоль, которая быстро развивалась.

Под конец жизни британская монархия высоко оценила его заслуги, наградив титулом графа, а 26-го марта 1945-го года Дэвида Ллойд Джорджа не стало. Согласно завещанию, его похоронили в деревушке, где он провел свое детство.

Теперь вы знаете, кем был Дэвид Ллойд Джордж. Биография этого известного государственного деятеля и сегодня вдохновляет многих молодых людей, стремящихся достичь вершин политической карьеры.

Мария I (урожденная Мария Стюарт англ. Mary Stewart; 8 декабря 1542 — 8 февраля 1587) — королева Шотландии с младенчества (фактически с 1560 года) до низложения в 1567 г., а также королева Франции в 1559—1560 г. (как супруга короля Франциска II) и претендентка на английский престол. Её трагическая судьба, полная вполне «литературных» по драматизму поворотов и событий, привлекала писателей романтической и последующих эпох.


Джордж Вильерс (28 августа 1592 — 23 августа 1628), 1-й герцог Бекингем — английский государственный деятель, фаворит и министр королей Якова I и Карла I Стюартов.

Происходил из небогатой дворянской. В 1614 году он был представлен королю Англии и Шотландии Якову I, который практически сразу воспылал страстью к молодому дворянину. Утверждают, что Яков нашёл «в характере этого юноши неумеренную ветреность и склонность к распутству». Король называл его Стини — сокращение от святого Стефана, чье лицо, по Библии, «сияло, словно лик ангела».
Вильерс находился в гомосексуальной связи с королем до самой смерти последнего.
После смерти короля Якова I прошёл слух, что Бекингем его отравил. К этому времени у него появился новый покровитель — сын Якова, будущий король Карл I.
23 августа 1628 году бывший военный Джон Фельтон проник в апартаменты Бекингема в Портсмуте и вонзил нож в его грудь. Бекингем попытался вытащить оружие, закричав: «О Боже! Этот негодяй убил меня!». Вскоре он скончался



Уильям Сесил , 1-й барон Бёрли (13 сентября 1521 года — ум. 4 августа 1598 года) — глава правительства королевы Елизаветы Английской, государственный секретарь в 1550—1553 и 1558—1572, лорд-казначей Англии с 1572 года.


1900

Виктория (англ. Victoria, крестильные имена Александрина Виктория — англ. Alexandrina Victoria) (24 мая 1819 — 22 января 1901), королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии с 20 июня 1837 года, императрица Индии с 1 мая 1876 (провозглашение в Индии — 1 января 1877), последний представитель Ганноверской династии на троне Великобритании. Виктория была немецкого происхождения и в первые годы жизни говорила только на немецком языке.


Alexandrina Victoria 1837

Её отец — Эдуард Август, герцог Кентский; мать — Виктория Саксен-Кобург-Заальфельдская, герцогиня Кентская.


Alexandrina Victoria 1860

Царствование её длилось более 63 лет — дольше, чем у любого другого британского монарха. Викторианская эпоха совпала с промышленной революцией; многочисленные династические браки её детей и внуков укрепили связи между королевскими династиями Европы и усилили влияние Великобритании на континенте. День рождения Виктории по-прежнему отмечается как праздник в Канаде (обычно в тот же день, 24 мая, в Канаде празднуется и официальный день рождения ныне царствующего монарха).

Царствование Виктории отмечено расцветом Британской империи, которая достигает своего апогея и становится мировой державой.



Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая (19 мая 1744 — 17 ноября 1818) — бабушка королевы Виктории (1819—1901).

София Шарлотта была младшей дочерью герцога Карла Людвига Фридриха Мекленбург-Стрелицкого (1707—1752) и герцогини Елизаветы Альбертины Саксонской (1713—1761).

В возрасте 17 лет она стала супругой короля Великобритании. У них было 15 детей, только двое из которых умерли в детстве. Среди детей Шарлотты были короли Великобритании Георг IV и Вильгельм IV, а также король Ганновера Эрнст-Август.
Королева Шарлотта очень любила искусство и, в частности, оказывала поддержку своему учителю музыки Иоганну Кристиану Баху (сыну знаменитого композитора) и В. А. Моцарту, который в возрасте 8 лет посвятил ей один из своих опусов. Она также широко занималась благотворительностью. Королева хорошо знала ботанику и участвовала в создании Королевского ботанического сада.

Королеве Шарлотте принадлежит рецепт сладкого десерта из яблок, запеченных в тесте (шарлотки ). В честь неё названы города Шарлотт в Северной Каролине и Шарлоттаун в канадской провинции Остров Принца Эдуарда.



Сара Черчилль, герцогиня Мальборо (5 июня 1660 — 18 октября 1744) из-за её тесной дружбы с королевой Великобритании Анной (1665—1714) была одной из самых влиятельных женщин в британской истории.


Анна (6 февраля 1665 — 1 августа 1714), королева Англии и Шотландии с 1702 года, с 1707 — первый монарх юридически объединённой Великобритании. Её царствование характеризуется ослаблением роли монарха и усилением министров. При Анне были предприняты меры по окончательной ликвидации независимости Шотландии. 1 мая 1707 года Англия и Шотландия как государства прекратили юридическое существование, и началась история Великобритании. Анна умерла от застарелой подагры 1 августа 1714 года.


Альберт Виктор , принц Великобритании, герцог Кларенс и Эвондейл (8 января 1864 — 14 января 1892) — старший внук королевы Виктории по прямой мужской линии.

Первенец принца и принцессы Уэльских родился за два месяца до срока.
В 1891 году Кларенс был обручён с Марией Текской (принцессой Мэй), к которой питал искренние чувства, однако в начале следующего года, к большому потрясению родителей и бабушки, скончался во время эпидемии гриппа, спустя неделю после своего двадцативосьмилетия и за полтора месяца до назначенной свадьбы.


Альберт , герцог Саксен-Кобург-Готский (26 августа 1819 — 14 декабря 1861) — герцог саксонский, муж (принц-консорт, англ. HRH the Prince Consort) королевы Великобритании Виктории , второй сын герцога Эрнста Саксен-Кобургского (генерал русской службы, участник наполеоновских войн) и принцессы Луизы Саксен-Готской. Британский фельдмаршал (1840). Родоначальник ныне царствующей в Великобритании Виндзорской династии.


Оскар Уайльд.
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (16 октября 1854 — 30 ноября 1900) — английский философ, эстет, писатель, поэт, драматург, публицист, эссеист, журналист ирландского происхождения. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, яркая знаменитость своего времени. Лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное поведение» и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под изменёнными именем и фамилией. Наиболее известен своими пьесами, полными парадоксов, крылатых фраз и афоризмов, а также романом «Портрет Дориана Грея» (1891).


Оливер Кромвель
Оливер Кромвель (25 апреля 1599 — 3 сентября 1658) — вождь Английской революции, выдающийся военачальник и государственный деятель, в 1643—1650 гг. — генерал-лейтенант парламентской армии, в 1650—1653 гг. — лорд-генерал, в 1653—1658 гг. — лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии. Считается, что его смерть наступила от малярии или же от отравления. Уже после смерти его тело было извлечено из могилы, повешено и четвертовано, что было традиционным наказанием за измену в Англии.


Элинор (Нелл) Гвин
Элинор (Нелл) Гвин (иногда — Нелль Гвин, Нелл Гуин; англ. Eleanor (Nell) Gwyn/Gwynne; 2 февраля 1650 — 14 ноября 1687) — английская актриса, более известная как фаворитка короля Англии Карла II.


Мария I Тюдор (1516—1558) — королева Англии с 1553, старшая дочь Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской. Также известна как Мария Кровавая (или Кровавая Мэри, англ. Bloody Mary), Мария Католичка.
Этой королеве не поставили ни одного памятника на родине (есть памятник на родине мужа — в Испании), её имя ассоциируется с кровавыми расправами, день её смерти (и одновременно день восшествия на престол Елизаветы I) отмечали в стране как национальный праздник.


Мария Фицхерберт .

В возрасте 22 лет во вдову-каталичку влюбился - с первого взгляда - Георг IV. была на шесть лет старше его. К сожалению, на пути к их браку стояли непреодолимые препятствия. Миссис Фицхерберт была католичкой, что исключало возможность вступления в брак с наследником престола. И, поскольку Георгу не исполнилось еще 25 лет, он не мог жениться без согласия отца, которого король никогда бы не дал. Когда добродетельная миссис Фицхерберт отказалась стать любовницей принца, Георг симулировал самоубийство, чтобы заманить ее в свой лондонский дом и вырвать у нее обещание выйти за него замуж. Узнав об обмане, Мария уехала на континент. Просьба Георга жить за границей - в целях экономии, как он объяснил отцу, а на самом деле чтобы быть поближе к Марии Фицхерберт - была, естественно, отклонена королем, которого постоянно информировали о развитии этой интрижки. Спустя год Георгу удалось завлечь миссис Фицхерберт обратно в Англию, и 15 декабря 1785 года они поженились в гостиной ее дома в Лондоне. Священник англиканской церкви, незаконно обвенчавший их, получил деньги на погашение своих долгов и обещание быть произведенным в сан епископа, когда Георг станет королем. Хотя в последующем принца постоянно видели в обществе миссис Фицхерберт и их брак был секретом полишинеля, они продолжали жить раздельно, чтобы не нарушать приличий.



Георг IV Английский
(1762-1830) - английский король, сын Георга III


Джон Нокс (ок. 1510—24 ноября 1572 г.) — крупнейший шотландский религиозный реформатор XVI века, заложивший основы пресвитерианской церкви.


Cэр Генри Клинтон
Генри Клинтон (16 апреля 1730 — 23 декабря 1795) — британский военный и государственный деятель, полный генерал (октябрь 1793 года). Сын адмирала Джорджа Клинтона, позже губернатора Нью-Йорка.


Джон Бергойн (24 февраля 1722 - 4 августа 1792) британский офицер, политик и драматург.


Вильгельм III, принц Оранский (14 ноября 1650 — 8 марта 1702) — правитель Нидерландов (статхаудер) с 28 июня 1672 года, король Англии (под именем Вильгельм III, англ. William III) с 13 февраля 1689 года и король Шотландии (под именем Вильгельм II, англ. William II) с 11 апреля 1689 года. В годы его правления были проведены глубокие реформы, заложившие основу политической и хозяйственной системы страны. Hачинается стремительный взлёт Англии и её превращение в могучую мировую державу. Одновременно закладывается традиция, по которой власть монарха ограничивается рядом законоположений, установленных фундаментальным «Биллем о правах английских граждан».


Уильям Юарт Гладстон (29 декабря 1809 — 19 мая 1898) — английский государственный деятель и писатель, 41-й (декабрь 1868 — февраль 1874 года), 43-й (апрель 1880 — июнь 1885 года), 45-й (февраль — август 1886 года) и 47-й (август 1892 — февраль 1894 года) премьер-министр Великобритании.


Герцогиня Кендал
Георг I привез с собой из Ганновера любовницу немку Шуленбург и пожаловал ей титул герцогини Кендалл - она имела неинтересную внешность, была очень худая женщина, известена в Германии как "Чучело" и в Англии как "Майское дерево" к тому же чрезвычайно корыстна. От любовницы Мелюзины фон дер Шуленбург у Георга I было три внебрачных дочери.


Роберт Девере Эссекс - фаворит королевы Англии Елизаветы. Участвовал в военных действиях против Голландии (1585), Португалии (1589), сражался во французской армии Генриха IV (с 1591) и отличился при взятии Кадикса (1596). В 1599 году был назначен королевой наместником в Ирландии, где заключил невыгодное для Англии мирное соглашение. Возглавил заговор против Елизаветы, но был арестован, предан суду и 25 февраля 1601 года казнен.


Эдуард VII (9 ноября 1841 — 6 мая 1910) — король Великобритании и Ирландии, первый из Саксен-Кобург-Готской (ныне Виндзорской) династии. Старший сын королевы Виктории. Имел прозвище дядя Европы (англ. the Uncle of Europe), так как приходился дядей нескольким европейским монархам, царствовавшим в одно время с ним, включая Николая II и Вильгельма II.


Эдуард VI (12 октября 1537 — 6 июля 1553) — король Англии и Ирландии с 28 января 1547, единственный выживший сын Генриха VIII. Вступил на престол девяти лет под опекой дяди по матери, Эдуарда Сеймура, 1-го герцога Сомерсета. Умер от туберкулёза на 16-м году жизни после долгой болезни.


Елизавета I (7 сентября 1533 — 24 марта 1603), — королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября 1558, последняя из династии Тюдоров. Время правления Елизаветы иногда называют «золотым веком Англии», как в связи с расцветом культуры (т. н. «елизаветинцы»: Шекспир, Марлоу, Бэкон и др.), так и с возросшим значением Англии на мировой арене (разгром Непобедимой Армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания).


Флоренс Найтингейл (12 мая 1820 — 13 августа 1910) — сестра милосердия и общественный деятель Великобритании.
В 1856 году Флоренс на свои деньги поставила на высокой горе в Крыму над Балаклавой большой крест из белого мрамора в память о солдатах, врачах и медсёстрах, погибших в Крымской войне.
Крымская война сделала Флоренс национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, называя её «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она всегда, как добрый светлый ангел, сама обходила палаты с больными


Георг I (28 мая 1660, Ганновер — 11 июня 1727) — король Великобритании с 1 августа 1714 года, первый представитель Ганноверской династии на королевском троне Великобритании.


Георг II Ганноверский (Георг Август), (10 ноября 1683 — 25 октября 1760) — король Великобритании и Ирландии. Последний монарх Британии, родившийся за её пределами.


Георг III

Долгое (почти 60 лет, третье по продолжительности после царствования Виктории и Елизаветы II) правление Георга III ознаменовано революционными событиями в мире: отделение от британской короны американских колоний и образование США, Великая французская революция и англо-французская политическая и вооружённая борьба, закончившаяся Наполеоновскими войнами. В историю Георг вошёл также как жертва тяжёлого психического заболевания, по причине которого над ним с 1811 года было установлено регентство.


Георг III (4 июня 1738 — 29 января 1820) — король Великобритании и курфюрст (с 12 октября 1814 король) Ганновера.


Георг III (4 июня 1738 — 29 января 1820) — король Великобритании и курфюрст (с 12 октября 1814 король) Ганновера.


Генриетта Мария Французская — младшая дочь французского короля Генриха IV и Марии Медичи, выданная замуж в 1625 году за Карла I Стюарта.


Генрих VII
Король Англии и государь Ирландии (1485—1509), первый монарх из династии Тюдоров.


Генрих VIII Тюдор (28 июня 1491 — 28 января 1547) — король Англии с 22 апреля 1509, сын и наследник короля Генриха VII, второй английский монарх из династии Тюдоров. Образованный и одарённый, Генрих правил как представитель европейского абсолютизма, к концу царствования жёстко преследовал своих действительных и мнимых политических оппонентов. В поздние годы страдал от лишнего веса и других проблем со здоровьем.


Джек-Потрошитель — псевдоним, присвоенный так и оставшемуся неизвестным серийному убийце (или убийцам), который(-е) действовал(и) в Уайтчепеле и прилегающих районах Лондона во второй половине 1888 года.


Джеймс I Стюарт (19 июня 1566 — 27 марта 1625). Первый король Англии из династии Стюартов. Был одним из самых образованных людей своего времени, знал не только латынь, но и древнегреческий язык, слагал стихи по-шотландски и по-латыни, написал книгу наставлений своему сыну, трактаты о демонологии и о вреде табака (став первооткрывателем последней темы).


Иаков II Стюарт (James II, 1633—1701) — король Англии, Шотландии и Ирландии, как шотландский монарх носил династический номер Иаков VII (1685—1688), внук Иакова I, второй сын Карла I и младший брат Карла II. Последний британский король-католик; свергнут в результате «Славной революции» 1688 г. По-английски его имя звучит как Джеймс, в российской исторической традиции встречается вариант Яков.


Черчилль, Джон Черчилль, 1-й герцог Мальборо (26 мая 1650 — 16 июня 1722) — английский военный и государственный деятель, отличившийся во время Войны за испанское наследство. Генерал-капитан, генералиссимус. Имеет репутацию самого выдающегося английского полководца в истории. За свои заслуги был пожалован титулами графа, а затем 1-го герцога Мальборо.


Королева Англии Александра
Александра Датская (1 декабря 1844 — 20 ноября) — датская принцесса, королева Великобритании и Ирландии, а также императрица Индии (1901), с 1910 года — вдовствующая королева. Александра была сестрой российской императрицы Марии Фёдоровны и тёткой императора Николая II.


Анна Болейн (ок. 1507 — 19 мая 1536) — вторая жена (c 25 января 1533 до казни) короля Англии Генриха VIII. Мать Елизаветы I.


Бенджамин Дизраэли (с 1876 года граф Биконсфильд; 21 декабря 1804 — 19 апреля 1881) — английский государственный деятель Консервативной партии Великобритании, 40-й и 42-й премьер-министр Великобритании в 1868, и с 1874 по 1880 гг., член палаты лордов с 1876 года, писатель, один из представителей «социального романа». В 1874 году консерваторы завоевали большинство в палате общин, и Дизраэли стал премьер-министром... Уже через год Дизраэли стал вождем английской нации. Секрет его необычайной карьеры, как заметил английский историк Д. Ли, в том, что "никто в правительстве и даже во всей Англии не мог так четко, как Дизраэли, определить цели, а тем более достичь их".


Джордж Брайан Браммел (7 июня 1778 — 30 марта 1840) — английский денди, законодатель моды в эпоху Регентства. Сын крупного чиновника. Учился в Итоне и Оксфорде. Получил у современников прозвище «Красавчик Браммел». Ввел в моду современный мужской черный костюм с галстуком.


Карл Эдуард Стюарт (31 декабря 1720 — 31 января 1788), известный также как Красавчик принц Чарли (англ. Bonnie Prince Charlie) или Молодой Претендент (англ. The Young Pretender), — предпоследний представитель дома Стюартов. Предводитель восстания против дома Ганноверов (воспринимаемого народом как восстание против власти англичан) в Шотландии, он считается важной фигурой в истории этой страны и стал популярным героем шотландского фольклора.


Томас Уолси (около 1473 — 29 ноября 1530) — канцлер Английского королевства в 1515—1529 годах; архиепископ Йоркский с 1514 года; кардинал с 1515 года. До 1529 года считался самым могущественным человеком в Англии после короля Генриха VIII, держал в своих руках всю внешнюю и значительную часть внутренней политики.


Каролина Бранденбург-Ансбахская
Вильгельмина Шарлотта Каролина Бранденбург-Ансбахская (1 марта 1683 — 1 декабря 1737) — урождённая принцесса Бранденбург-Ансбахская, супруга Георга II и с 1727 года королева Великобритании и Ирландии, курфюрстина Ганноверская.
За её поддержку во время своей английской ссылки в 1726—1729 годах Вольтер посвятил ей свою «Генриаду». Каролина считалась покровительницей композитора Генделя, ей посвящена его «Музыка на воде».


Екатерина Арагонская (16 декабря 1485 — 7 января 1536)
Дочь основателей испанского государства Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, первая жена короля Англии Генриха VIII, мать королевы Марии I.


Каролина-Амалия-Елизаветa (1768-1821) — жена короля английского и ганноверского Георга IV, рожд. принцесса Брауншвейгская, провела при дворе отца полную стеснений молодость и вышла замуж за принца Валлийского.

Этот брак, заключенный принцем по принуждению, не мог быть счастливым. После рождения дочери принц покинул жену, которая жила с тех пор в уединенном сельском доме. Позорящие слухи побудили короля начать следствие о ее поведении, обнаружившее ее неосмотрительность, но невиновность. В 1814 г. К. получила позволение отправиться в Брауншвейг и оттуда совершить большое путешествие. С своим фаворитом, итальянцем Бергами. Посетила Германию, Италию, Грецию, Архипелаг и Сирию, а затем время проводила на вилле у озера Комо. Когда ее муж (1820) вступил на престол, ей было предложено за ежегодную пенсию в 50 т. фн. отказаться от имени и прав королевы и дать обещание никогда не возвращаться в Англию; но она на эти условия не приняла и торжественно въехала в Лондон. Против нее выступил в парламенте министр Ливерпуль с обвинением в супружеской неверности. Общественное мнение решительно высказалось в ее пользу, так что пришлось взять обратно билль против нее, прошедший уже в верхней палате; но ей было отказано в короновании. К. умерла и похоронена в Брауншвейге.



Карл I (19 ноября 1600 — 30 января 1649)
Король Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Из династии Стюартов. Его политика абсолютизма и церковные реформы вызвали восстания в Шотландии и Ирландии и Английскую революцию. В ходе гражданских войн Карл I потерпел поражение, был предан суду парламента и 30 января 1649 года был обезглавлен в Уайтхолле. После свершения казни палач поднял голову бывшего короля, но слова «вот голова изменника» (традиционные при казни изменников и врагов государства) не были произнесены. Современники отмечают близкое к шоковому состояние толпы. В беспрецедентном жесте, голову короля пришили обратно к телу, чтобы родственники имели возможность достойно проститься и похоронить его. Тело Карла было отвезено в Виндзор, где и было погребено 8 февраля в часовне Генриха VIII .


Карл II (29 мая 1630 — 6 февраля 1685) — король Англии и Шотландии


Софи фон Платен фон Kielmansegg, графиня Дарлингтон (1675 - 20 April 1725). Часто, но ошибочно утверждалось, что она была любовницей короля Георга I в Великобритании и Ирландии, но в действительности, она была его сводной сестрой.

Джордж Оруэлл

Англия и англичане

Серия «Зарубежная классика»


THE ENGLISH PEOPLE AND OTHER ESSAYS


Перевод с английского

Компьютерный дизайн В. Воронина


Печатается с разрешения The Estate of the late Sonia Brownell Orwell и литературных агентств A M Heath & Co Ltd. и Andrew Nurnberg.


© George Orwell, 1930,1939,1941–1947

© Перевод, текст. В. Голышев, 2017

© Перевод, текст. А. Зверев, наследники, 2017

© Перевод, текст. Г. Злобин, наследники, 2017

© Перевод, стихи. Н. Эристави, 2017

© Издание на русском языке AST Publishers, 2018

Лев и Единорог: социализм и английский гений

Часть I: Англия, твоя Англия

В то время как я пишу, весьма цивилизованные люди летают над моей головой и пытаются меня убить.

Они не испытывают враждебности ко мне, как к индивиду, и я к ним тоже. Они, как говорится, «только выполняют свой долг». Большинство из них, не сомневаюсь, незлобивые, законопослушные люди, которым и в голову не придет совершить убийство в частной жизни. С другой стороны, если кому-нибудь из них удастся разнести меня на куски точно сброшенной бомбой, он сна из-за этого не лишится. Он служит своей стране, и она вправе отпустить ему грехи.

Увидеть современный мир таким, как он есть, нельзя, не осознав всепобеждающей силы патриотизма, национальной лояльности. В определенных обстоятельствах она ослабевает, на определенных уровнях цивилизации не существует, но как с позитивной силой, с ней не может сравниться ничто. Христианство и интернациональный социализм против нее – как соломинки. Гитлер и Муссолини захватили власть у себя в значительной степени потому, что осознали этот факт, а их противники – нет.

Кроме того, надо признать, что расхождения между нациями обусловлены реальной разницей в мировоззрении. До недавнего времени полагалось делать вид, будто все люди очень похожи, но всякий, кому не отказало зрение, знает, что в среднем человеческое поведение сильно меняется от страны к стране. То, что может произойти в одной стране, не может произойти в другой. «Ночь длинных ножей», например, не могла бы произойти в Англии, а англичане сильно отличаются от других западных людей. Косвенный признак этого – нелюбовь почти всех иностранцев к нашему национальному образу жизни. Немногие европейцы примиряются с жизнью в Англии, и даже американцам часто бывает уютнее в континентальной Европе.

Когда возвращаешься в Англию из чужой страны, сразу возникает ощущение, что дышишь другим воздухом. Об этом тебе дают знать тысячи мелочей. Пиво горше, монеты тяжелее, трава зеленее, реклама крикливее. Толпа в большом городе – спокойные, угловатые лица, плохие зубы, мягкие манеры – отличается от европейской толпы. А потом огромность Англии доходит до вас, и на время вы теряете ощущение, что вся нация имеет единый, узнаваемый характер. Да и есть ли действительно такая вещь, как нация? Разве мы – не сорок шесть миллионов индивидуумов, очень разных? А разнообразие ее, а хаос! Стук деревянных подошв в промышленных городах Ланкашира, мчащиеся грузовики на магистрали Лондон – Эдинбург, очереди перед биржами труда, треск механических бильярдов в пивных Сохо, старые девы на велосипедах, едущие к заутрене в осеннем тумане, – всё это не просто фрагменты, но характерные фрагменты английской жизни. Как сложить целое из этой неразберихи?

Но поговорите с иностранцами, почитайте иностранные книги или газеты, и вы вернетесь к той же мысли – да, есть что-то особенное и своеобразное в английской цивилизации. Это культура, такая же самобытная, как в Испании. Почему-то она ассоциируется с плотными завтраками и хмурыми воскресеньями, дымными городами и извилистыми дорогами, зелеными полями и красными почтовыми ящиками. У нее собственный аромат. Кроме того, она непрерывна, она простирается в будущее и в прошлое, что-то в ней не умирает, она сохраняется, как живое существо. Что общего у Англии 1940 года и Англии 1840-го? А что общего у вас с пятилетним ребенком, чью фотографию ваша мать держит на камине? Ничего, кроме того, что вы один и тот же человек.

И главное, это ваша цивилизация, это вы. Вы можете проклинать ее или смеяться над ней, но вдали от нее никогда не будете счастливы. Пудинги на сале и красные почтовые ящики запали вам в душу. Хорошее или плохое – это ваше, вы часть этого, и до гроба будете носить отметины, которые оно оставило на вас.

Вместе с тем, Англия, как и остальной мир, меняется. И как все остальное, меняться может только в определенных направлениях, которые, до какой-то степени, можно предвидеть. Это не значит, что будущее предопределено, просто одни варианты возможны, а другие нет. Семя может прорасти или не прорасти, но из семени репы никогда не вырастет свекла. Поэтому, прежде чем гадать о том, какую роль может играть Англия в нынешних грандиозных событиях, очень важно попытаться определить, что такое Англия.

Национальные характеристики трудно выделить, а если и выделишь, они зачастую оказываются тривиальными или как будто бы никак не связанными между собой. Испанцы жестоки, как животные, итальянцы ничего не могут сделать, не подняв страшный шум, китайцы склонны к азартным играм. Очевидно, что такие определения сами по себе ничего не значат. Однако ничто не бывает без причины, и тот факт, что у англичан плохие зубы, может кое-что сказать о реалиях английской жизни.

Вот несколько обобщений касательно Англии, на которых сойдутся почти все наблюдатели. Одно – англичане художественно не одарены. Они не музыкальны, как немцы или итальянцы, живопись и скульптура никогда не переживали такого расцвета в Англии, как во Франции. Другое – среди европейцев англичане не интеллектуалы. Абстрактная мысль вызывает у них отвращение, смешанное с ужасом, они не испытывают нужды в какой-либо философии или систематическом «мировоззрении». И не потому, что они «практичны», как они любят себя характеризовать. Стоит только присмотреться к их методам городского планирования и водоснабжения, к тому, как упрямо они цепляются за все устарелое и неудобное, к системе правописания, не поддающейся никакому анализу, к системе мер и весов, понятной только составителям учебников по арифметике, – и сразу видно, как мало они озабочены простой эффективностью. Но у них есть некая способность действовать не размышляя. Их всемирно прославленное лицемерие – например, двуличное отношение к империи – с этим связано. Кроме того, в моменты тяжелого кризиса весь народ способен вдруг сплотиться и действовать как бы инстинктивно, а на самом деле в соответствии с кодексом поведения, почти каждому понятным, хотя никогда не формулируемым. Фраза, которой Гитлер охарактеризовал немцев, – «народ лунатиков», больше подошла бы англичанам. Хотя такое определение не повод для гордости.

Стоит отметить одну второстепенную черту англичан, ярко выраженную, но редко обсуждаемую, – любовь к цветам. Это чуть ли не раньше всего бросается в глаза, когда приезжаешь в Англию из-за границы, особенно из Южной Европы. Противоречит ли это английскому безразличию к искусствам? На самом деле, нет, потому что эту любовь обнаруживаешь в людях, напрочь лишенных эстетического чувства. Однако она связана с другой чертой англичан, настолько для нас характерной, что мы ее почти не замечаем, – это приверженность к разного рода хобби и досужим занятиям, с глубоко частным характером английской жизни. Мы – народ цветоводов, но также собирателей марок, голубятников, столяров-любителей, вырезателей купонов, метателей дротиков, разгадывателей кроссвордов. Вся подлинно близкая сердцу культура сосредоточена вокруг вещей, если даже и общественных, но не официальных: пивная, футбольный матч, садик, кресло перед камином и «добрая чашка чая». В свободу личности верят до сих пор, почти как в девятнадцатом веке. Но это не имеет ничего общего с экономической свободой, с правом эксплуатировать других ради прибыли. Это – свобода иметь собственный дом, делать что хочешь в свободное время, самому выбирать для себя развлечения, а не чтобы их выбирали для тебя наверху. Самый противный для англичанина персонаж – тот, кто сует нос в чужие дела. Очевидно, разумеется, что эта частная свобода – дело проигранное. Как и все современные народы, англичан уже нумеруют, классифицируют, мобилизуют, «координируют». Но инстинкты англичан направлены в противоположную сторону, и регламентация, которую им могут навязать, примет несколько иные формы. Без партийных съездов, без молодежных союзов, без одноцветных рубашек, без травли евреев и «стихийных» демонстраций. И без гестапо, по всей вероятности.

Но обыкновенные люди во всех обществах должны жить более или менее вопреки существующему порядку. Подлинно народная культура Англии есть нечто существующее под поверхностью, неофициально, и власти смотрят на нее скорее неодобрительно. Приглядевшись к простым людям, особенно в больших городах, замечаешь, что они отнюдь не пуритане. Они неутомимые игроки, пьют столько пива, сколько позволяет заработок, обожают грязные анекдоты и сквернословят, наверно, больше любого народа на свете. Эти свои вкусы они вынуждены удовлетворять при наличии поразительно ханжеских законов (законы о продаже спиртного, закон о лотереях и т. п.), которые написаны так, чтобы вмешиваться в жизнь каждого, но на практике ничему не мешают. Кроме того, простые люди лишены определенных религиозных убеждений – и таковы уже не первый век. Англиканская церковь никогда не имела над ними настоящей власти, она была просто заповедником мелкопоместного дворянства, а нонконформистские секты влияли только на меньшинство. И все же народ сохранил глубокое христианское чувство, при том что почти забыл имя Христа. Культ силы – новая религия Европы, заразившая английскую интеллигенцию, – не затронула простых людей. Они никогда не следили за державной политикой. «Реализм», проповедуемый итальянскими и японскими газетами, привел бы их в ужас. Об английском духе можно многое понять по комическим цветным открыткам, которые видишь в витринах дешевых канцелярских магазинов. Это нечто вроде дневника, в котором англичане бессознательно изображают себя. Здесь отразились их старомодные взгляды, их классовый снобизм, смесь похабства и лицемерия, их мягкость, глубоко моральное отношение к жизни.

Дэвид Ллойд Джордж - известный британский политический деятель, последний министр от Либеральной партии. Его карьера развивалась очень стремительно и бурно. Он занимал самые разные должности в правительстве Великобритании, проводил успешные финансовые реформы, а также сыграл немаловажную роль в разработке военной стратегии, ускорившей успешное завершение Первой мировой войны.

Юность

Ллойд Джордж, биография которого является предметом настоящего обзора, родился в 1863 году в Манчестере в семье учителя. Его отец умер, когда ребенку было всего три года.

Тогда семья переехала в деревню, где жил брат матери. Последний сыграл большую роль в становлении будущего политика, который по наступлении совершеннолетия взял себе его фамилию. Мальчик окончил приходскую школу, он стал стряпчим. Молодой человек мечтал стать юристом: проходил стажировку в одной из контор, а также, будучи весьма деятельным и активным, основал собственную фирму по оказанию юридических услуг. Скоро Ллойд Джордж женился на дочери местного богатого фермера, а также был избран в 1890 году в палату депутатов в качестве представителя Либеральной партии.

Начало карьеры

Молодой правовед скоро стал известен в Уэльсе благодаря своим выступлениям в защиту националистов и нонконформистов. В том же году он переехал в Лондон, где сразу благодаря своим незаурядным ораторским способностям стал валлийским депутатом. Ллойд Джордж сразу обратил на себя внимание выступлениями, в которых осуждал англо-бурскую войну.

В 1905 году Либеральная партия пришла к власти, и молодого правоведа пригласили занять пост министра торговли. Он согласился на двух условиях. Будущий премьер-министр добился расширения прав самоуправления для Уэльса, интересы которого представлял, а также изменения действующего закона об образовании. После этого Ллойд Джордж стал министром торговли в возрасте всего 32 лет.

Финансовая политика

Будучи рационалистом, он выступал за то, чтобы с пользой использовать ресурсы колоний. Заняв пост министра финансов в 1908 году, политик предложил свой бюджет, который предусматривал повышенные налоги на роскошь, пустые земли. Этот проект был провален консерваторами, которых он резко критиковал, так же как и представителей буржуазии. Только в следующем году, когда его партия выиграла на выборах, так называемый народный бюджет в конце концов был утвержден.

Билль 1914 года

Ллойд Джордж принял участие в принятии этого очень важного для истории Ирландии документа. Еще с конца 19-го века в стране началось движение за самоуправление, которое вызвало ожесточенную полемику в обществе. Движение ставило своей целью добиться превращения острова в доминион империи.

В 1880-1890-х годах соответствующий законопроект дважды вносился в парламент, однако всякий раз проваливался из-за давления консерваторов. В 1912-м он снова был внесен в парламент, а через два года принят с той оговоркой, что будет введен в действие после окончания войны. Это был очень важный шаг либерального правительства наряду с другими мерами по усилению влияния этой партии в правительстве и обществе.

Другие законы

Интересен вопрос о том, какие реформы Ллойда Джорджа имели наибольшее значение для истории Великобритании в рассматриваемое время. Помимо упомянутого билля следует еще упомянуть о том, что либеральная партия значительно ограничила право вето для Палаты лордов, которая нередко блокировала принятие прогрессивных законопроектов.

Но еще важнее были меры в социальной сфере: министр добился принятия указа о страховании на случай болезни, нетрудоспособности или безработицы. Показателен тот факт, что эти меры хотя и критиковались, однако пришлись весьма кстати в тяжелые послевоенные годы, значительно снизив социальную напряженность в обществе.

В годы Первой мировой войны

Против Германии наряду с другими европейскими странами выступила также Великобритания. Ллойд Джордж, который во время англо-бурской войны резко критиковал правительство за милитаризм, теперь, напротив, стал призывать страну выступить на сторонне Бельгии. Эти перемены на международной арене отразились и на его карьере. В 1915 году было создано коалиционное правительство, и он возглавил министерство вооружений. На этом посту он провел ряд серьезных мер по укреплению боеспособности британской армии. Так, именно он стал инициатором введения всеобщей воинской повинности, а также добился принятия этого закона. Вскоре он занял пост министра вооружений.

Поражение Румынии привело к серьезным переменам в политических кругах. Дэвид Джордж выступил за реорганизацию кабинета и в 1916 году стал премьер-министром страны. Это был пик его карьеры: именно в этот период времени политик пользовался огромной популярностью не только у себя на родине, но и во многих странах Европы. Самым важным шагом на новом посту стало то, что он добился принятия решения о создании единого командования союзными войсками. Впрочем, этот план был реализован только весной 1918 года.

Эта мера, так же как и участие американских частей, повлияла на успешное завершение военных действий. Здесь же следует упомянуть о его политике по отношению к Советской России. После Октябрьской революции он начал активно выступать за создание буферной зоны сферы влияния, в которую должны были входить страны Прибалтики и Кавказ. Именно в годы его правления английские войска высадились в Баку и Архангельске. Кроме того, он активно выступал за поддержку Белого движения в годы Гражданской войны. Но уже через два года сменил курс своей политики и признал Советскую власть, подписав с новым правительством торговый договор (1920 год).

После войны

Ллойд Джордж, политика которого позволила ему укрепить собственные позиции среди избирателей на новых выборах, стал одним из трех участников подписания знаменитого Версальского договора в 1919 году. На переговорах он, в отличие от остальных участников, проявил уступчивость.

Его успеху способствовала умело организованная кампания, призванная убедить англичан в том, что они являются победителями в войне. Он устроил показательный смотр войску, который должен был восприниматься как парад победы. Эти меры привели к желаемому результату, и в 1918 году министр образовал свое второе правительство.

Перемены в карьере

Однако уже через некоторое время в стране стало нарастать недовольство его правлением. Это было связано с плохим состоянием экономики, большими бюджетными тратами, которые подвергались нападкам консерваторов. Но главной причиной ухода Ллойда Джорджа с поста министра стал его внешнеполитический курс. Его кабинет занял прогреческую позицию, однако турецкая армия одержала победу, что стало, по сути, провалом для его министерства. Осенью 1922 года он подал в отставку.

1920-1930-е годы

В рассматриваемое десятилетие Ллойд Джордж входил в состав оппозиции. Однако его предложения уже не имели прежней популярности во многом из-за того, что позиции Либеральной партии, интересы которой он представлял, были сильно подорваны. Тем не менее в период тяжелого экономического кризиса, разразившегося в 1930-е годы, он выдвинул несколько полезных предложений по ликвидации безработицы.

Бывший премьер-министр был удостоен звания графа, однако отказался продолжить политическую карьеру, не приняв предложение войти в военный кабинет, который возглавлял У. Черчилль. Перу известного политика принадлежит ряд сочинений, среди них - воспоминания о войне, написанные в 1933-1936 годах. Особенного внимания заслуживает его книга о ходе мирной конференции перед подписанием Версальского документа, участником которой был Ллойд Джордж. «Правда о мирных договорах» - произведение, которое повествует о подготовке переговоров, ходе заседаний, в которой автор дает свое ви́дение сложных политических перипетий.

Скончался знаменитый политик в 1945 году.

Серия «Зарубежная классика»

THE ENGLISH PEOPLE AND OTHER ESSAYS

Перевод с английского

Компьютерный дизайн В. Воронина

Печатается с разрешения The Estate of the late Sonia Brownell Orwell и литературных агентств A M Heath & Co Ltd. и Andrew Nurnberg.

© George Orwell, 1930,1939,1941–1947

© Перевод, текст. В. Голышев, 2017

© Перевод, текст. А. Зверев, наследники, 2017

© Перевод, текст. Г. Злобин, наследники, 2017

© Перевод, стихи. Н. Эристави, 2017

© Издание на русском языке AST Publishers, 2018

Лев и Единорог: социализм и английский гений

Часть I: Англия, твоя Англия

1

В то время как я пишу, весьма цивилизованные люди летают над моей головой и пытаются меня убить.

Они не испытывают враждебности ко мне, как к индивиду, и я к ним тоже. Они, как говорится, «только выполняют свой долг». Большинство из них, не сомневаюсь, незлобивые, законопослушные люди, которым и в голову не придет совершить убийство в частной жизни. С другой стороны, если кому-нибудь из них удастся разнести меня на куски точно сброшенной бомбой, он сна из-за этого не лишится. Он служит своей стране, и она вправе отпустить ему грехи.

Увидеть современный мир таким, как он есть, нельзя, не осознав всепобеждающей силы патриотизма, национальной лояльности. В определенных обстоятельствах она ослабевает, на определенных уровнях цивилизации не существует, но как с позитивной силой, с ней не может сравниться ничто. Христианство и интернациональный социализм против нее – как соломинки. Гитлер и Муссолини захватили власть у себя в значительной степени потому, что осознали этот факт, а их противники – нет.

Кроме того, надо признать, что расхождения между нациями обусловлены реальной разницей в мировоззрении. До недавнего времени полагалось делать вид, будто все люди очень похожи, но всякий, кому не отказало зрение, знает, что в среднем человеческое поведение сильно меняется от страны к стране. То, что может произойти в одной стране, не может произойти в другой. «Ночь длинных ножей», например, не могла бы произойти в Англии, а англичане сильно отличаются от других западных людей. Косвенный признак этого – нелюбовь почти всех иностранцев к нашему национальному образу жизни. Немногие европейцы примиряются с жизнью в Англии, и даже американцам часто бывает уютнее в континентальной Европе.

Когда возвращаешься в Англию из чужой страны, сразу возникает ощущение, что дышишь другим воздухом. Об этом тебе дают знать тысячи мелочей. Пиво горше, монеты тяжелее, трава зеленее, реклама крикливее. Толпа в большом городе – спокойные, угловатые лица, плохие зубы, мягкие манеры – отличается от европейской толпы. А потом огромность Англии доходит до вас, и на время вы теряете ощущение, что вся нация имеет единый, узнаваемый характер. Да и есть ли действительно такая вещь, как нация? Разве мы – не сорок шесть миллионов индивидуумов, очень разных? А разнообразие ее, а хаос! Стук деревянных подошв в промышленных городах Ланкашира, мчащиеся грузовики на магистрали Лондон – Эдинбург, очереди перед биржами труда, треск механических бильярдов в пивных Сохо, старые девы на велосипедах, едущие к заутрене в осеннем тумане, – всё это не просто фрагменты, но характерные фрагменты английской жизни. Как сложить целое из этой неразберихи?

Но поговорите с иностранцами, почитайте иностранные книги или газеты, и вы вернетесь к той же мысли – да, есть что-то особенное и своеобразное в английской цивилизации. Это культура, такая же самобытная, как в Испании. Почему-то она ассоциируется с плотными завтраками и хмурыми воскресеньями, дымными городами и извилистыми дорогами, зелеными полями и красными почтовыми ящиками. У нее собственный аромат. Кроме того, она непрерывна, она простирается в будущее и в прошлое, что-то в ней не умирает, она сохраняется, как живое существо. Что общего у Англии 1940 года и Англии 1840-го? А что общего у вас с пятилетним ребенком, чью фотографию ваша мать держит на камине? Ничего, кроме того, что вы один и тот же человек.

И главное, это ваша цивилизация, это вы. Вы можете проклинать ее или смеяться над ней, но вдали от нее никогда не будете счастливы. Пудинги на сале и красные почтовые ящики запали вам в душу. Хорошее или плохое – это ваше, вы часть этого, и до гроба будете носить отметины, которые оно оставило на вас.

Вместе с тем, Англия, как и остальной мир, меняется. И как все остальное, меняться может только в определенных направлениях, которые, до какой-то степени, можно предвидеть. Это не значит, что будущее предопределено, просто одни варианты возможны, а другие нет. Семя может прорасти или не прорасти, но из семени репы никогда не вырастет свекла. Поэтому, прежде чем гадать о том, какую роль может играть Англия в нынешних грандиозных событиях, очень важно попытаться определить, что такое Англия.

2

Национальные характеристики трудно выделить, а если и выделишь, они зачастую оказываются тривиальными или как будто бы никак не связанными между собой. Испанцы жестоки, как животные, итальянцы ничего не могут сделать, не подняв страшный шум, китайцы склонны к азартным играм. Очевидно, что такие определения сами по себе ничего не значат. Однако ничто не бывает без причины, и тот факт, что у англичан плохие зубы, может кое-что сказать о реалиях английской жизни.

Вот несколько обобщений касательно Англии, на которых сойдутся почти все наблюдатели. Одно – англичане художественно не одарены. Они не музыкальны, как немцы или итальянцы, живопись и скульптура никогда не переживали такого расцвета в Англии, как во Франции. Другое – среди европейцев англичане не интеллектуалы. Абстрактная мысль вызывает у них отвращение, смешанное с ужасом, они не испытывают нужды в какой-либо философии или систематическом «мировоззрении». И не потому, что они «практичны», как они любят себя характеризовать. Стоит только присмотреться к их методам городского планирования и водоснабжения, к тому, как упрямо они цепляются за все устарелое и неудобное, к системе правописания, не поддающейся никакому анализу, к системе мер и весов, понятной только составителям учебников по арифметике, – и сразу видно, как мало они озабочены простой эффективностью. Но у них есть некая способность действовать не размышляя. Их всемирно прославленное лицемерие – например, двуличное отношение к империи – с этим связано. Кроме того, в моменты тяжелого кризиса весь народ способен вдруг сплотиться и действовать как бы инстинктивно, а на самом деле в соответствии с кодексом поведения, почти каждому понятным, хотя никогда не формулируемым. Фраза, которой Гитлер охарактеризовал немцев, – «народ лунатиков», больше подошла бы англичанам. Хотя такое определение не повод для гордости.

Стоит отметить одну второстепенную черту англичан, ярко выраженную, но редко обсуждаемую, – любовь к цветам. Это чуть ли не раньше всего бросается в глаза, когда приезжаешь в Англию из-за границы, особенно из Южной Европы. Противоречит ли это английскому безразличию к искусствам? На самом деле, нет, потому что эту любовь обнаруживаешь в людях, напрочь лишенных эстетического чувства. Однако она связана с другой чертой англичан, настолько для нас характерной, что мы ее почти не замечаем, – это приверженность к разного рода хобби и досужим занятиям, с глубоко частным характером английской жизни. Мы – народ цветоводов, но также собирателей марок, голубятников, столяров-любителей, вырезателей купонов, метателей дротиков, разгадывателей кроссвордов. Вся подлинно близкая сердцу культура сосредоточена вокруг вещей, если даже и общественных, но не официальных: пивная, футбольный матч, садик, кресло перед камином и «добрая чашка чая». В свободу личности верят до сих пор, почти как в девятнадцатом веке. Но это не имеет ничего общего с экономической свободой, с правом эксплуатировать других ради прибыли. Это – свобода иметь собственный дом, делать что хочешь в свободное время, самому выбирать для себя развлечения, а не чтобы их выбирали для тебя наверху. Самый противный для англичанина персонаж – тот, кто сует нос в чужие дела. Очевидно, разумеется, что эта частная свобода – дело проигранное. Как и все современные народы, англичан уже нумеруют, классифицируют, мобилизуют, «координируют». Но инстинкты англичан направлены в противоположную сторону, и регламентация, которую им могут навязать, примет несколько иные формы. Без партийных съездов, без молодежных союзов, без одноцветных рубашек, без травли евреев и «стихийных» демонстраций. И без гестапо, по всей вероятности.

Но обыкновенные люди во всех обществах должны жить более или менее вопреки существующему порядку. Подлинно народная культура Англии есть нечто существующее под поверхностью, неофициально, и власти смотрят на нее скорее неодобрительно. Приглядевшись к простым людям, особенно в больших городах, замечаешь, что они отнюдь не пуритане. Они неутомимые игроки, пьют столько пива, сколько позволяет заработок, обожают грязные анекдоты и сквернословят, наверно, больше любого народа на свете. Эти свои вкусы они вынуждены удовлетворять при наличии поразительно ханжеских законов (законы о продаже спиртного, закон о лотереях и т. п.), которые написаны так, чтобы вмешиваться в жизнь каждого, но на практике ничему не мешают. Кроме того, простые люди лишены определенных религиозных убеждений – и таковы уже не первый век. Англиканская церковь никогда не имела над ними настоящей власти, она была просто заповедником мелкопоместного дворянства, а нонконформистские секты влияли только на меньшинство. И все же народ сохранил глубокое христианское чувство, при том что почти забыл имя Христа. Культ силы – новая религия Европы, заразившая английскую интеллигенцию, – не затронула простых людей. Они никогда не следили за державной политикой. «Реализм», проповедуемый итальянскими и японскими газетами, привел бы их в ужас. Об английском духе можно многое понять по комическим цветным открыткам, которые видишь в витринах дешевых канцелярских магазинов. Это нечто вроде дневника, в котором англичане бессознательно изображают себя. Здесь отразились их старомодные взгляды, их классовый снобизм, смесь похабства и лицемерия, их мягкость, глубоко моральное отношение к жизни.

Мягкость английской цивилизации – возможно, самая заметная ее черта. Ее замечаешь сразу, едва ступив на английскую землю. Это земля, где кондукторы автобусов не раздражаются, а полицейские не носят револьверов. Как ни в одной другой стране, населенной белыми, тут можно безнаказанно столкнуть прохожего с тротуара. Отсюда же происходит и то, что европейские наблюдатели списывают на «вырождение» или лицемерие, – английское отвращение к войне и милитаризму. Оно коренится в истории и сильно выражено у рабочего класса и в более бедных слоях среднего. Войны могли его поколебать, но не уничтожили. Еще свежи в памяти те времена, когда «красномундирных» ошикивали на улицах, а хозяева приличных заведений не пускали солдат. В мирный период, даже при двух миллионах безработных, трудно укомплектовать крохотную регулярную армию, где офицерами служат мелкопоместные дворяне или особая прослойка среднего класса, а рядовыми – сельскохозяйственные рабочие и пролетарии из трущоб. В массе же народ лишен военных познаний и традиций, и по отношению к войне позиция его оборонительная. Ни один политик не вылезет наверх, посулив завоевания или воинскую «славу». Никакой гимн ненависти еще не находил у людей отклика. В прошлой войне песни, которые сочиняли и пели по собственной воле солдаты, были не воинственными, а насмешливыми и мнимо-пораженческими . Единственным врагом, которого называли вслух, был старшина.

В Англии хвастовство, размахивание флагами, вся эта «Правь, Британия» – занятия крохотного меньшинства. Патриотизм простых людей – не гласный и даже не сознательный. В их исторической памяти не удержалось ни одного названия выигранной битвы. В английской литературе, как и в других литературах, множество стихотворений о битвах, но надо заметить, что во всех, снискавших какую-то популярность, рассказывается о катастрофах и отступлениях.

Нет, например, популярных стихотворений о Трафальгаре или Ватерлоо. Отчаянные арьергардные бои армии сэра Джона Мура в Корунье и ее эвакуация морем (совсем как в Дюнкерке!) привлекают гораздо больше, чем какая-нибудь блестящая победа. Самое волнующее английское батальное стихотворение – о кавалерийской бригаде, атаковавшей на неправильном участке. А из прошлой войны по-настоящему запечатлелись в народной памяти четыре названия: Монс, Ипр, Галлиполи и Пашендаль – катастрофы. Названия великих битв, сокрушивших в конце концов германские армии, широкой публике неизвестны.

Для иностранных наблюдателей английский антимилитаризм отвратителен потому, что он игнорирует существование Британской империи. Выглядит это чистым лицемерием. Как-никак англичане захватили четверть Земли и удерживают ее с помощью громадного флота. Как они смеют выворачивать все наизнанку и говорить, что война – зло?

Это верно, что англичане лицемерны в отношении своей империи. В среде рабочего класса лицемерие заключается в том, что о существовании империи он не знает. Нелюбовь же к регулярной армии живет на уровне инстинкта. Во флоте занято сравнительно мало народа; флот – внешнее оружие, прямо не влияющее на внутреннюю политику. Военные диктатуры существуют повсюду, но диктатуры флота не бывает. Что отвратительно англичанам чуть ли не любого класса – это чванливое офицерье, звяканье шпор и топот сапог. За десятки лет до того, как услышали о Гитлере, слово «прусский» значило в Англии примерно то же, что сейчас «нацистский». Чувство это настолько укоренившееся, что уже лет сто офицеры британской армии в мирное время и вне службы всегда ходят в штатском.

Один внешний, но весьма надежный показатель общественной атмосферы в стране – парадный шаг в армии. Военный парад – на самом деле род ритуального танца, нечто вроде балета, он выражает определенную философию жизни. Гусиный шаг, например, одно из самых жутких зрелищ на свете, гораздо более страшное, чем пикирующий бомбардировщик. Это просто утверждение голой силы; он наводит на мысль – не случайно, намеренно – о сапоге, топчущем лицо. В уродстве этого шага его сущность, он как бы говорит: «Да, я уродлив, и ты не смеешь надо мной смеяться» – как задира, корчащий рожу своей жертве. Почему гусиный шаг не привился в Англии? Видит Бог, тут немало офицеров, которые рады были бы ввести что-нибудь подобное. А не привился он, потому что люди на улице будут смеяться. Выходящая за определенные рамки демонстрация военной силы возможна только в тех странах, где простой народ не осмеливается смеяться над армией. Итальянцы перешли на гусиный шаг приблизительно в то время, когда окончательно подчинились немцам. Правительство Виши, если оно выживет, непременно привьет остаткам французской армии более жесткую строевую дисциплину. В британской армии муштра сурова и сложна, полна воспоминаний о XVIII веке, но упора на шагистику нет; марш – это просто формализованное пешее передвижение. Эта муштра – безусловно, порождение общества, которым правит меч, но меч, никогда не вынимаемый из ножен.

При этом мягкость английской цивилизации сочетается с разнообразным варварством и анахронизмами. Наше уголовное право устарело, как мушкеты в Тауэре. Нацистского штурмовика надо сопоставить с типично английской фигурой – судьей-вешателем, штампующим свирепые приговоры подагрическим старым злыднем, чье сознание уходит корнями в XIX век. В Англии людей все еще вешают и порют плетьми. Оба эти наказания столь же непристойны, сколь и жестоки, но народ против них никогда по-настоящему не протестовал. Народ мирится с ними (и с Дартмуром, и с Борсталом ). Примерно так, как мирятся с погодой. Они – часть «закона», не подлежащего изменениям.

Тут мы сталкиваемся с чрезвычайно важной английской чертой: уважением к законности, верой в «закон» как нечто, стоящее выше государства и индивидуума – жестокое и глупое, конечно, но, по крайней мере, неподкупное.

Это не значит, что кто-то считает закон справедливым. Все знают, что для богатых один закон, а для бедных другой. Но вдумываться, делать из этого выводы никто не хочет, все считают само собой разумеющимся, что закон, такой, какой есть, надо уважать, и возмущаются, когда его не уважают. Высказывания наподобие: «Они не могут меня посадить, я ничего неправильного не сделал» или «Они этого не сделают, это против закона» – часть английской атмосферы. У отъявленных врагов общества это чувство так же сильно, как у всех остальных. Это видно и в тюремных книгах, таких, как «У стен есть рты» Уилфреда Макартни или «Тюремный дневник» Джима Фелана, в торжественном идиотизме процессов над людьми, отказавшимися от воинской службы по этическим соображениям, в письмах, посылаемых в газеты видными марксистскими профессорами, указывающими, что то или это является «нарушением британского правосудия». Все верят в душе, что закон может быть, должен быть и в целом будет применен беспристрастно. Тоталитарная идея, что закона нет, а есть только власть, так и не привилась. Даже интеллигенция признала ее только теоретически.

Иллюзия может превратиться в полуправду, маска – изменить выражение лица. В привычных заявлениях, будто демократия – «то же самое, что» тоталитаризм или «ничем не лучше» его, это никогда не учитывается. С таким же успехом можно сказать, что полупустой стакан не лучше пустого. Англичане еще верят в такие понятия, как справедливость, свобода и объективная истина. Это, может быть, иллюзии, но очень действенные иллюзии. Вера в них влияет на поведение, благодаря им жизнь нации выглядит иначе. Доказательство? Посмотрите вокруг себя. Где резиновые дубинки, где касторка? Меч все еще в ножнах, и пока он там, коррупция не может выйти за определенные рамки. Английская избирательная система, например, почти открытое надувательство. Десятками очевидных способов она подстраивается под интересы имущего класса. Но пока сознание общества не изменилось кардинальным образом, она не может быть полностью растленной. Когда вы подходите к избирательной кабинке, вас не встречают люди с револьверами и не говорят вам, как голосовать; результаты выборов не подтасовываются, и откровенного подкупа нет. Даже лицемерие – сильный тормоз. Судья-вешатель, злобный старик в парике из конского волоса и в красной мантии, которому без помощи динамита не внушить, в каком веке он живет, но который, во всяком случае, не будет толковать закон вкривь и вкось и ни при каких обстоятельствах не примет взятку, этот судья – одна из символических для Англии фигур. Это – воплощение странной смеси из реализма и иллюзий, демократии и привилегий, притворства и порядочности, тонкой системы компромиссов, благодаря которым нация сохраняет свою привычную форму.

3

Я все время говорил «нация», «Англия», «Британия» так, словно сорок пять миллионов душ – это нечто единое. Но разве не известно всем, что Англия – это две нации, богатых и бедных? Станет ли кто изображать, будто есть что-то общее между людьми с годовым доходом в 100 тысяч фунтов и людьми, зарабатывающими один фунт в неделю? И даже в Уэльсе и Шотландии читателей покоробит то, что слово «Англия» я употребляю чаще, чем «Британия», как будто все население сосредоточено в Англии, в центральных графствах, а ни на севере, ни на западе нет своей культуры. Этот вопрос немного прояснится, если начать с второстепенного момента. Факт, что народы Британии видят между собой большие различия. Шотландец, например, не скажет вам «спасибо», если вы назовете его англичанином. Наша неуверенность в этом вопросе проявляется в том, что мы называем наши острова не меньше чем шестью именами: Англия, Британия, Великобритания, Британские острова, Соединенное Королевство и, в особо торжественные минуты, Альбион. Большими в наших глазах выглядят даже различия между Северной и Южной Англией. Но в ту минуту, когда любые два британца сталкиваются с европейцем, эти различия почему-то исчезают. Очень редко встретишь иностранца (если не считать американцев), который видит разницу между англичанами и шотландцами или даже между англичанами и ирландцами. Французу бретонец и овернец кажутся очень разными людьми, а марсельский акцент – излюбленный предмет шуток в Париже. Однако мы говорим «Франция» и «французы», видя во Франции цельный организм, единую цивилизацию, как оно на самом деле и есть. Так же и с нами. На взгляд постороннего, даже между кокни и йоркширцем есть сильное семейное сходство.

Даже разница между богатыми и бедными не так заметна, когда смотришь на народ со стороны. Об имущественном неравенстве в Англии говорить излишне. Оно больше, чем в любой европейской стране, и чтобы увидеть это, достаточно выглянуть на улицу. В экономическом смысле Англия – определенно две нации, если не три или четыре. И в то же время огромное большинство людей ощущают себя единой нацией и сознают, что друг на друга похожи больше, чем на иностранцев. Патриотизм обычно сильнее классовой ненависти и всегда сильнее какого угодно интернационализма. За исключением короткого периода в 1920 году («Руки прочь от России»), британский рабочий класс никогда не мыслил и не действовал в духе интернационализма. Два с половиной года рабочие наблюдали, как медленно удушают их товарищей в Испании, и ни разу не поддержали их хотя бы забастовкой . Но когда в опасности оказалась их страна, страна лорда Наффилда и мистера Монтегю Нормана , они повели себя совсем иначе. Когда Англии грозило вторжение, Энтони Иден обратился по радио с призывом записываться в отряды местной самообороны. В течение суток записалось четверть миллиона человек и в первый же месяц – еще миллион. Достаточно сравнить эти числа с числом людей, отказавшихся от воинской службы по этическим соображениям, чтобы понять, насколько традиционные ценности оказались важнее новых.

У разных классов в Англии патриотизм принимает разные формы, но проходит сквозь все общество, как связующая нить. Он чужд только европеизированной интеллигенции. Как позитивное чувство, он сильнее в средних слоях, чем в высших: например, дешевые частные школы больше склонны к патриотическим демонстрациям, чем дорогие; но число богатых изменников типа Квислинга и Лаваля, вероятно, очень мало́. Патриотизм рабочего класса – глубокий, но бессознательный. Сердце рабочего не затрепещет при виде Юнион Джека. Но пресловутый «изоляционизм» и «ксенофобия» англичан гораздо сильнее развиты у рабочего класса, чем у буржуазии. Во всех странах бедные – бо́льшие националисты, чем богатые; но английские рабочие выделяются своим отвращением к иностранным обычаям. Даже когда им приходится жить за границей годами, они не желают привыкать к иностранной пище и учиться иностранному языку. Чуть ли не все англичане рабочего происхождения считают неприличным для мужчины правильно произносить иностранные слова. Во время Первой мировой войны контакты английских рабочих людей с иностранцами приняли невиданные масштабы. Единственное, что они вынесли оттуда, – отвращение ко всем европейцам, кроме немцев, чьей храбростью они восхищались. За четыре года пребывания на французской земле они не приобрели даже вкуса к вину. Изолированность англичан, их нежелание принимать иностранцев всерьез – это глупость, за которую время от времени приходится дорого платить. Но они – часть английской загадки, а интеллектуалы, которые пытались с этим покончить, чаще приносили больше вреда, чем пользы. По сути, это – то же свойство английского характера, которое отталкивает туристов и помогает отразить захватчика. Здесь мы возвращаемся к двум английским особенностям, которые я назвал как бы наобум в начале прошлой главы. Одна – отсутствие художественных способностей. Можно было бы сказать иначе: Англия находится вне европейской культуры. Ибо есть одно искусство, где она отличилась изобилием талантов, – литература. Но это как раз единственное искусство, которое не может пересекать границы. Литература, особенно поэзия, и прежде всего лирическая поэзия, – это нечто вроде семейной шутки, мало значащая или ничего не значащая за пределами своего языка. За исключением Шекспира, лучшие английские поэты почти неизвестны в Европе, даже по именам. Широко читаемы только Байрон, которым восхищаются не за то, да Оскар Уайльд, которого жалеют как жертву английского ханжества. И с этим связан, хотя не слишком очевидно, недостаток философских способностей, отсутствие почти у всех англичан потребности в упорядоченной системе мыслей или даже стремления к логике.

До какой-то степени чувство национального единства заменяет «мировоззрение». Поскольку патриотизм здесь почти всеобщий и не чужд даже богатым, бывают такие моменты, когда вся нация вдруг поворачивается разом и действует одинаково, как стадо, встретившее волка. Таким моментом была, безусловно, катастрофа во Франции. После восьми месяцев вялого недоумения, что это вообще за война, люди вдруг поняли, что им надлежит делать: во‑первых, увести армию из Дюнкерка и, во‑вторых, предотвратить вторжение. Словно великан пробудился. Быстро! Филистимляне идут на тебя, Самсон! И затем стремительное единодушное действие – затем, увы, снова погружение в сон. В разделенной нации как раз в такой момент должно было бы возникнуть сильное движение за мир. Но значит ли это, что инстинкт англичан всегда подсказывает им правильные поступки? Отнюдь нет, он лишь велит им поступать одинаково. Например, на выборах 1931 года мы в полном единодушии поступили ошибочно. Мы были целеустремленны, как гадаринские свиньи. Но мы, безусловно, не можем сказать, что нас толкнули под уклон против нашей воли. Отсюда следует, что британская демократия не такое надувательство, как иногда кажется. Иностранный наблюдатель видит только колоссальное имущественное неравенство, несправедливую избирательную систему, правительственный контроль над прессой, радио и образованием и заключает, что демократия просто вежливое название диктатуры. При этом не учитывается существенное согласие, к сожалению, существующее между вождями и ведомыми. Как ни противно это признать, нет почти никаких сомнений в том, что между 1931 и 1940 годами правительство отражало волю массы народа. Оно мирилось с трущобами, безработицей и вело трусливую внешнюю политику. Да, но таково же было общественное мнение. Это был период застоя, и, естественно, во главе стояли посредственности.

Несмотря на кампании нескольких тысяч леваков, можно не сомневаться, что большинство английского народа поддерживало внешнюю политику Чемберлена. Больше того, можно не сомневаться, что в мозгу Чемберлена происходила та же борьба, что и в умах рядовых людей. Оппоненты представляли его коварным интриганом, задумавшим продать Англию Гитлеру, но, скорее всего, он был просто глупым стариком, старавшимся в меру своих убогих способностей сделать Англии лучше. Иначе трудно объяснить противоречивость его политики и то, что он не воспользовался ни одним из путей, которые были перед ним открыты. Как и большинство народа, он не хотел заплатить полагающуюся цену ни за мир, ни за войну. И все это время за ним стояло общественное мнение – стояло за политическими действиями, совершенно не совместимыми между собой. Оно стояло за ним, когда он отправился в Мюнхен, когда пытался найти взаимопонимание с Россией, когда дал гарантии Польше, когда выполнил их и когда нерешительно вел войну. И лишь когда результаты его политики стали очевидны, оно отвернулось от него; иначе говоря, проснулось после семилетней летаргии. Тогда люди выбрали руководителя, больше отвечавшего их настроениям, – Черчилля, который по крайней мере способен был понять, что войны без боя не выигрываются. Позже, возможно, они найдут другого руководителя, который поймет, что эффективно сражаться могут только социалистические нации.

Хочу ли я этим сказать, что Англия – подлинная демократия? Нет, этому не поверит даже читатель «Дейли телеграф».

Англия – самое классовое общество под солнцем. Это страна снобизма и привилегий, управляемая, по большей части, старыми и глупыми. Но при любых рассуждениях о ней надо принимать во внимание ее эмоциональное единство, склонность почти всех ее обитателей в критические моменты чувствовать одинаково и действовать вместе. Это единственная великая держава в Европе, которая не считает нужным загонять сотни тысяч своих подданных в ссылку или в концлагеря. Сейчас, после года войны, газеты и брошюры, поносящие правительство, восхваляющие врага и громко требующие капитуляции, продаются на улице почти беспрепятственно. И дело здесь не столько в уважении к свободе слова, сколько в простом сознании, что все это ничего не значит. Продавать газету, подобную «Пис ньюс», безопасно, потому что 95 процентов населения наверняка не захотят ее читать. Нация связана воедино невидимой цепью. В обычное время правящий класс будет грабить, плохо управлять, саботировать, тащить нас в болото; но когда общественное мнение подаст голос, чувствительно потревожит его снизу, ему будет трудно не отреагировать. Левые авторы, обличающие весь правящий класс как «профашистский», чрезмерно упрощают дело. Даже в узком кружке политиков, которым мы обязаны нынешней критической ситуацией, вряд ли найдутся сознательные предатели. Испорченность такого рода в Англии редка. Почти всегда она имеет скорее характер самообмана, когда правая рука не знает, что делает левая. И будучи бессознательной, она не переходит каких-то границ. Лучше всего это видно по английской прессе. Честна английская пресса или бесчестна? В обычное время она глубоко бесчестна. Все влиятельные газеты живут рекламой, и рекламодатели осуществляют косвенную цензуру новостей. Но я не думаю, что в Англии есть хоть одна газета, которую можно прямо подкупить деньгами. Во французской Третьей республике все газеты, за исключением очень немногих, можно было купить открыто, как несколько фунтов сыра. Общественная жизнь в Англии никогда не была открыто скандальной. Она не достигла той степени разложения, когда можно свободно запустить «утку».

Англия – не «царственный остров» из заезженной фразы Шекспира, но и не ад, изображаемый доктором Геббельсом. Гораздо больше она напоминает семью, довольно консервативную викторианскую семью, где выродков мало, но очень много разнообразных скелетов в чуланах. У нее есть богатые родственники, перед которыми надо лебезить, и бедные родственники, которых можно травить, и есть круговая порука молчания касательно источника семейных доходов. Это семья, где молодых придерживают, а распоряжаются, по большей части, безответственные дядья и прикованные к постели тетки. И все же это – семья. У нее свой язык и общие воспоминания, и при появлении врага она смыкает ряды. Семья, во главе которой не те люди, – и точнее, наверное, Англию одной фразой не опишешь.

Например: «Не хочу вступать в проклятую армию,Не хочу идти на войну;Больше не хочу скитаться,Я бы лучше сидел домаИ жил на содержании у шлюхи». Но воевали они не с таким настроением. – Примеч. авт.

Правда, в какой-то мере им помогали деньгами. Но суммы, собранные разными фондами в помощь Испании, не достигли и пяти процентов оборота футбольных тотализаторов за тот же период.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт