Дают ли современные врачи какие-либо клятвы? Непотомственные гении – русские писатели

24.02.2019

Сам я никаких клятв в не давал. Женился я, когда все клятву давали и уехал на медовый месяц. Диплом, соответственно, получил по приезду и без всяких клятв. Наверное, поэтому и интересуюсь.

Тексты клятвы Гиппократа на русском и английском языке и текст клятвы врача России.


Гиппократ. Рубенс 1638

Текст клятвы в переводе на русский - Перевод не самый удачный, но специально взят из Википедии

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

12 век, текст клятвы виде креста

Original, translated into English:
“ I swear by Apollo, the healer, Asclepius, Hygieia, and Panacea, and I take to witness all the gods, all the goddesses, to keep according to my ability and my judgment, the following Oath and agreement:
To consider dear to me, as my parents, him who taught me this art; to live in common with him and, if necessary, to share my goods with him; To look upon his children as my own brothers, to teach them this art.
I will prescribe regimens for the good of my patients according to my ability and my judgment and never do harm to anyone.
I will not give a lethal drug to anyone if I am asked, nor will I advise such a plan; and similarly I will not give a woman a pessary to cause an abortion.
But I will preserve the purity of my life and my arts.
I will not cut for stone, even for patients in whom the disease is manifest; I will leave this operation to be performed by practitioners, specialists in this art.
In every house where I come I will enter only for the good of my patients, keeping myself far from all intentional ill-doing and all seduction and especially from the pleasures of love with women or with men, be they free or slaves.
All that may come to my knowledge in the exercise of my profession or in daily commerce with men, which ought not to be spread abroad, I will keep secret and will never reveal.
If I keep this oath faithfully, may I enjoy my life and practice my art, respected by all men and in all times; but if I swerve from it or violate it, may the reverse be my lot.

Кля́тва врача ́ — федеральный закон, принятый 17 ноября 1999 года Государственной думой Российской Федерации и утверждённый президентом России Б. Н. Ельциным взамен «Клятвы российского врача», пришедшей на смену «Присяге врача Советского Союза» (1971 год). Изложена в статье 60 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

* честно исполнять свой врачебный долг,
* посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

* быть всегда готовым
o оказать медицинскую помощь,
o хранить врачебную тайну,
o внимательно и заботливо относиться к больному,
o действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

* проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

* хранить благодарность и уважение к своим учителям,
o быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

* доброжелательно относиться к коллегам,
o обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного,
o и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

* постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,
* беречь и развивать благородные традиции медицины.

КЛЯНУСЬ Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей1 и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении2 сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом3. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной4. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому5.

Коментарии:

1. Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов. Асклепий, Ασκληπιός, римск. Aesculapius, Эскулап, сын Аполлона, бог врачебного искусства; Гигиея, Ύγεία и Ύγίεια, дочь Асклепия, богиня здоровья (отсюда наша гигиена); ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея. Панакея, Πανάκεια, всеисцеляющая, другая дочь Асклепия; отсюда панацея, лекарство от всех болезней, которое искали средневековые алхимики.

2. Здесь перечисляются виды преподавания. Наставления, παραγγελίαι, praecepta, заключали в себе, может быть, общие правила врачебного поведения и профессии, если судить по одноименной книге Гиппократова сборника, помещенной в этом издании. Устное преподавание, ακροασις, состояло, вероятно, в систематических чтениях по различным отделам медицины. По крайней мере во времена Аристотеля так назывались лекции, которые он читал слушателям и которые потом в обработанном виде издавались; такова, например, его Физика. Φυσική ακρόασις. «Все остальное» включало в себя, вероятно, практическую часть преподавания у постели больного или операционного стола.

3. Эта фраза всегда вызывала у комментаторов некоторое недоумение, почему врач не должен был производить литотомии (λιθοτομία) - операции, давно известной у египтян и греков. Проще всего, конечно, ответить в согласии с текстом, что операцию эту производили особые специалисты, как это было в Египте и на Западе в конце средних веков; вероятно, они также были объединены в особые организации и владели секретами производства, и организованный врач не должен был вторгаться в чужую область, в которой не мог быть достаточно компетентным, не роняя своего престижа. Предполагать, что операция эта или даже вообще все операции были ниже достоинства врача и предоставлялись низшему врачебному сословию, - нет никаких оснований; Гиппократов сборник достаточно опровергает это. Но еще в XVII веке Моро (René de Moreau) переводил ού τεμεω «не буду кастрировать», так как глагол этот имеет и такое значение, и совсем недавно эту версию защищал не кто иной как Гомперц (Gomperz, Gr"echische Denker, Lpz., 1893, I, 452). Он переводит: «Я не буду кастрировать даже тех, которые страдают каменным утолщением (яичка)». Версия эта, конечно, во всех смыслах маловероятна, и была опровергнута Гиршбергом (Нirsсhbеrg, 1916, см. Кörner, 1. c., р. 14).

4. Запрещение врачу, давшему клятву, разглашать чужие тайны, пройдя через века, превратилось в русском и германском законодательствах в закон, карающий за разглашение тайн, с которыми врач ознакомился при своей профессиональной деятельности. Но мало-мальски внимательное чтение показывает, что в клятве вопрос ставился шире: нельзя вообще разглашать компрометирующие вещи, виденные или слышанные не только в связи с лечением, но и без него. Цеховой, организованный врач не должен быть злостным сплетником: это подрывает доверие общества не только к нему, но и ко всей данной корпорации.

5. Привожу для сравнения «факультетское обещание», которое в прежнее время, после удовлетворительной защиты диссертации и провозглашения диссертанта доктором, читалось ему деканом факультета и которое новый доктор подписывал. Оно же печаталось на обратной стороне диплома. «Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

В приведенном обещании можно различить 3 части, каждая из которых имеет своим первоисточником Гиппократов сборник. Из них первая, имеющая своим предметом больного, непосредственно примыкает к «Клятве». Вторая - о врачебных секретах и тайных средствах - является отзвуком той борьбы, которую греческие врачи V в. вели со всякого рода шарлатанством. В частности, фраза: «....сообщая ученому свету все, что открою» представляет пересказ фразы: «они отдают в общее сведение все, что приняли от науки», которая характеризует мудрого врача в книге «О благоприличном поведении», гл. 3. И, наконец, третья часть об отношении врача к коллегам и консультации довольно близко передает то, что можно прочесть в «Наставлениях», гл. 8.

Для сравнения приведу современную клятву российского врача:

"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины."

НИ ТАМ НИ ТАМ НЕ НАПИСАНО, ЧТО ОБ ВРАЧА МОЖНО НОГИ ВЫТИРАТЬ!!!

Опытным путём проверено, что любой медицинский холивар рано или поздно упирается в один вечный довод: "вы клятву Гиппократа давали"(с), а потому всем должны. Такое мнение живёт в головах домохозяек, офисного планктона и прочих представителей средне-интеллектуального населения России. В таком случае любой медицинский работник оказывается в ситуации "припёрли к стенке": вроде как человек подписавший контракт, но не вчитавшийся в мелкий шрифт, загоняющий его в рабство. То есть такая точка зрения декларирует: врач "обязан" вне зависимости от внешних условий, уровня оплаты и качества оснащения. Врач обязан - и точка. И соответственно врач несёт ответственность - только он, вне зависимости от того, кто на самом деле виноват.

Этот идиотизм, когда самопожертвование превращается из подвига в непреложную обязанность (с наказанием за уклонение от исполнения оной обязанности), произрастает из неграмотности населения. Идеологический образ врача как самоотверженного "борца с болезнью, капитализмом и за счастье народное" достался нам от СССР. Идеология знаете ли. Этот образ скрестился с клятвой Гиппократа, рождая в результате следующее представление: правильный хороший врач - такой, которого хлебом не корми, а дай жизни поспасать. Он как бэтмен мчится по первому сигналу и готов расстелиться перед пациентом, лишь бы угодить ему. Потому что - призвание такое. А дело пациента - благосклонно принимать знаки внимания врача... или вытирать об него ноги, ежели что не понравится. То есть люди массово путают "беззаветное бескорыстное служение" с "профессиональной работой" (корыстной по своему определению). Но я не об этом...
Остановиться хочу вот на чём - на мотивации такого заблуждения, а именно на пресловутой клятве Гиппократа. Потому как опыт показывает: 99,95% тех, кто начинают говорить о неё - ничего про неё не знают акромя самого названия.

Итак - Клятва Гиппократа .

Приписываемая "Гиппократу второму - отцу медицины" клятва написана вообще не им, а кем-то из его учеников или последователей. Вообще из более чем шести десятков трудов, составляющих так называемый "гиппократовский корпус" достоверно самим гиппократом написано не более десятка (самые оптимистичные предположения -18). "Клятва" входит в деонтологический раздел корпуса вместе с другими трудами: "Закон", "О враче", "О благоприличии", "Наставление"...
Сам текст клятвы неоднократно переписывался и менялся, в зависимости, например, от смены религиозных доктрин. Собственно приводимый здесь текст просто наиболее достоверно изначальный...
Вот перевод Клятвы с древнегреческого на греческий и в последующем - на русский язык:

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому

Начинаем "загибать пальцы". Итак - о чём же дословно говорит клятва?
1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками
2. обязательство лечить "сообразно с моими силами и моим разумением" (как могу и как считаю правильным).
3. отказ от эвтаназии
4. отказ от абортивного пессария (хирургического инструмента). Кстати, нет в клятве отказа от абортов как таковых;)
5. обязательство жить "чисто и непорочно"... "Руссо туристо - облико морале, фирштейн?"(с)
6. обязательство не лечить каменную болезнь (видимо имеется ввиду "не лезть в бизнес хирургов") ***
7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами
8. обязательство хранить врачебную тайну
*** - стоит помнить что Гиппократ был асклепиатом, лекарем-жрецом, считавшим, что его предком был Асклепий, древнегреческий бог медицины и врачевания. Очевидно, что "врачеватели каменной болезни", прообраз хирургов, не имели происхождения от Асклепия, как не имели происхождения от него многие другие медицинские профессии.

Собственно говоря - всё.
Вышеперечисленный список обязательств (и только их) накладывает на врача клятва Гиппократа.
Что же по поводу платности-бесплатности медицины, то старик Гиппократ вообще был весьма хитрым в этом деле. Вот отрывок из его труда "Наставление", где он обращается к ученику:
"...И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного), и на их умеренность а иногда лечил бы и даром, считаю благодарную память выше минутной славы" (с)
Ключевое слово - ИНОГДА. Советую помедитировать на эту тему всем, требующим бесплатной медицины на основании дачи врачами клятвы Гиппократа;)

«Я хороший врач, потому что свободный, и у меня 480 свободных врачей. «Клятва Гиппократа» - это все фикция. А на самом деле есть реальная жизнь - кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? И таких врачей сегодня в России полтора миллиона. Полтора миллиона бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях- абсурд!»
(c) последнее интервью известного офтальмолога Святослава Федорова.

Представляет собой ценный документ, освещающий нам врачебный быт медицинских школ в эпоху Гиппократа. Здесь, как и в других сочинениях Гиппократова сборника (а также у Платона), никакого отношения врачей к храмовой медицине усмотреть нельзя; врачи— хотя и асклепиады, в том смысле, что ведут происхождение от Асклепия и клянутся им, но не жрецы асклепейона.

В древние времена медицина была семейным делом; она культивировалась в недрах определенных фамилий и передавалась от отца сыну. Затем рамки ее расширились, врачи стали брать учеников со стороны. Так свидетельствует Гален. И у Платона есть указания, что врачи в его время обучали медицине за плату; для примера он берет как раз Гиппократа (см. Введение). Правда, об этой стороне дела в «Клятве» не упоминается; там ученик должен войти как бы в семью учителя и помогать ему в случае, если он будет нуждаться, но денежный договор мог составляться особо. Вступая во врачебный цех или корпорацию, врач должен был вести себя соответственным образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Формулированные в «Клятве» правила врачебной этики оказали большое влияние на все последующие времена; по образцу ее составлялись факультетские обещания, которые произносили доктора медицины при получении степени в Парижском университете и еще недавно у нас, в старой России. Несомненно, Гиппократова клятва была вызвана необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и знахарей, которых, как мы узнаем из других книг, в те времена было немало, и обеспечить доверие общества врачам определенной школы или корпорации асклепиадов.

О «Клятве» писали немало: см. Литтре, IV, 610; в последнее время Кернер (Кörnеr О., Der Eid des Hippocrates, Vortrag. München u. Wiesbaden, 1921); у него же приведена литература.

КЛЯНУСЬ Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей 1 и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении 2 сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом 3 . В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной 4 . Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому 5 .

1. Аполлон считался в послегомеровское время врачом богов. Асклепий, Ασκληπιός , римск. Aesculapius , Эскулап, сын Аполлона, бог врачебного искусства; Гигиея, Ύγεία и Ύγίεια , дочь Асклепия, богиня здоровья (отсюда наша гигиена); ее изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея. Панакея, Πανάκεια , всеисцеляющая, другая дочь Асклепия; отсюда панацея, лекарство от всех болезней, которое искали средневековые алхимики.

2. Здесь перечисляются виды преподавания. Наставления, παραγγελίαι , praecepta , заключали в себе, может быть, общие правила врачебного поведения и профессии, если судить по одноименной книге Гиппократова сборника, помещенной в этом издании. Устное преподавание, ακροασις , состояло, вероятно, в систематических чтениях по различным отделам медицины. По крайней мере во времена Аристотеля так назывались лекции, которые он читал слушателям и которые потом в обработанном виде издавались; такова, например, его Физика. Φυσική ακρόασις . «Все остальное» включало в себя, вероятно, практическую часть преподавания у постели больного или операционного стола.

3. Эта фраза всегда вызывала у комментаторов некоторое недоумение, почему врач не должен был производить литотомии (λιθοτομία) — операции, давно известной у египтян и греков. Проще всего, конечно, ответить в согласии с текстом, что операцию эту производили особые специалисты, как это было в Египте и на Западе в конце средних веков; вероятно, они также были объединены в особые организации и владели секретами производства, и организованный врач не должен был вторгаться в чужую область, в которой не мог быть достаточно компетентным, не роняя своего престижа. Предполагать, что операция эта или даже вообще все операции были ниже достоинства врача и предоставлялись низшему врачебному сословию, — нет никаких оснований; Гиппократов сборник достаточно опровергает это. Но еще в XVII веке Моро (René de Moreau) переводил ού τεμεω «не буду кастрировать», так как глагол этот имеет и такое значение, и совсем недавно эту версию защищал не кто иной как Гомперц (Gomperz, Gr"echische Denker, Lpz., 1893, I, 452). Он переводит: «Я не буду кастрировать даже тех, которые страдают каменным утолщением (яичка)». Версия эта, конечно, во всех смыслах маловероятна, и была опровергнута Гиршбергом (Нirsсhbеrg, 1916, см. Кörner, 1. c., р. 14).

4. Запрещение врачу, давшему клятву, разглашать чужие тайны, пройдя через века, превратилось в русском и германском законодательствах в закон, карающий за разглашение тайн, с которыми врач ознакомился при своей профессиональной деятельности. Но мало-мальски внимательное чтение показывает, что в клятве вопрос ставился шире: нельзя вообще разглашать компрометирующие вещи, виденные или слышанные не только в связи с лечением, но и без него. Цеховой, организованный врач не должен быть злостным сплетником: это подрывает доверие общества не только к нему, но и ко всей данной корпорации.

5. Привожу для сравнения «факультетское обещание», которое в прежнее время, после удовлетворительной защиты диссертации и провозглашения диссертанта доктором, читалось ему деканом факультета и которое новый доктор подписывал. Оно же печаталось на обратной стороне диплома. «Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю. Обещаю во всякое время помогать, по лучшему моему разумению, прибегающим к моему пособию страждущим, свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия. Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, сообщая ученому свету все, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

В приведенном обещании можно различить 3 части, каждая из которых имеет своим первоисточником Гиппократов сборник. Из них первая, имеющая своим предметом больного, непосредственно примыкает к «Клятве». Вторая — о врачебных секретах и тайных средствах — является отзвуком той борьбы, которую греческие врачи V в. вели со всякого рода шарлатанством. В частности, фраза: «....сообщая ученому свету все, что открою» представляет пересказ фразы: «они отдают в общее сведение все, что приняли от науки», которая характеризует мудрого врача в книге «О благоприличном поведении», гл. 3. И, наконец, третья часть об отношении врача к коллегам и консультации довольно близко передает то, что можно прочесть в «Наставлениях», гл. 8.

Контент 14+ Наверное, каждому выпускнику медицинского вуза рано или поздно приходилось слышать нечто вроде: «Ну, ты же клятву Гиппократа давал!» Как правило, такие высказывания относятся к части врачебных обязанностей, а не прав, поскольку в общественном сознании нередко врач - это человек, безвозмездно оказывающий медицинскую помощь, и этим его роль в обществе ограничивается. Однако в реальной жизни всё по-другому: и клятва сейчас не та, и обязанности даже в античном варианте справедливо уравновешены правами… Об этом подробнее.



Перекроено, перешито

Удивительно, но на самом деле авторство первого текста врачебной клятвы вовсе не принадлежит Гиппократу. Дело в том, что лекарские династии, полагавшие себя потомками бога медицины Асклепия, передавали из поколение в поколение похожие обеты в течение долгих веков. Гиппократ тоже принадлежал врачебной семье, и в III веке до нашей эры знаменитый врач не придумал, а в лучшем случае только записал устную традицию. Некоторые историки вообще полагают, что клятва была просто приписана к последующим изданиям его трудов, чтобы придать им дополнительную авторитетность. Тем не менее, термин «клятва Гиппократа» устоялся.

Изначальный вариант, звучавший на ионийском диалекте древнегреческого языка, был многократно переведён на другие языки, и адаптирован к реалиям каждой отдельной страны в разное историческое время. Даже несмотря на то, что древнегреческие врачи призывали в свидетели весь олимпийский пантеон (Аполлона, Асклепия, Гигиею, Панацею и всех остальных богов и богинь), христианский мир оценил высокую планку нравственности, предложенную античными коллегами, и после небольшого редактирования текста укоренившаяся издревле традиция была помилована.

Самая знаменитая международная редакция клятвы была принята в 1948 году генеральной Ассамблеей Международной медицинской ассоциации в рамках так называемой Женевской декларации. Годом спустя на её основе был сформулирован Международный кодекс медицинской этики, которого и поныне придерживается мировое медицинское сообщество.

В нашей стране в 1971 году появилась своя отредактированная версия - «Присяга врача Советского Союза», затем в середине 90-х была внедрена «Клятва российского врача», которую, наконец, в 1999 году сменила современная версия - «Клятва врача России». Именно её в торжественной обстановке дают выпускники медвузов, а после подтверждают своей подписью.

Географические различия весьма многообразны: израильские врачи приносят свою особую присягу, поскольку клясться именем Бога, по примеру античных язычников, им не позволяет религия, однако в остальных деталях древняя клятва сохранена почти полностью. В большинстве государств Европы и в странах Северной Америки 7 лет назад текст клятвы был заменён «профессиональным кодексом». Интересно, что в США действие врачебной клятвы законодательно ограничено, и незнание специфики может привести врача даже к уголовному преследованию: медицинская помощь террористам, как реальным, так и потенциальным, признана незаконной.



Что устарело?

Времена идут, но принципы гуманности, сформулированные более 2 тыс. лет назад, казалось бы, могли остаться неизменными. Во многом это действительно так, однако есть специфика. Что же в знаменитой клятве Гиппократа не соответствует современной действительности? Во-первых, конечно, античные боги: их культ остался достоянием истории. Далее, оригинал клятвы обязует врача «почитать учителя наравне с родителями, делиться с ним своим достатком… помогать в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора». В наше время такой подход кажется романтичным, однако пиетет перед семьёй учителя несколько старомоден.

Читаем дальше: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Эвтаназия в современном мире (умерщвление неизлечимо больного и страдающего человека по его просьбе) - горячо обсуждаемый этический вопрос, но кое-где она уже законодательно разрешена: это Бельгия, Голландия и штат Орегон (США).

Давая клятву Гиппократа, врач обещал: «не вручу никакой женщине абортивного пессария». Вопрос тоже очень связан с моральной составляющей, однако сегодня в большинстве стран мира аборты в определённом сроке беременности разрешены по желанию женщины, социальным и/или медицинским показаниям. Кстати, в российском медицинском сообществе сейчас широко обсуждают, насколько этично акушеру-гинекологу отказываться от выполнения процедуры аборта по собственным религиозным соображениям. И похоже, общественное мнение склоняется в сторону «этично», и остаётся только решить вопрос, должен ли такой специалист продолжать работу в этой отрасли медицины…

Затем, Гиппократ не был хирургом, а занимался терапией. Возможно, именно поэтому в его клятве значилось: «Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом». В современном мире тысячам пациентов камни из внутренних органов успешно извлекают именно оперативным путём.

«В какой бы дом я ни вошел, - произносил врач, дающий клятву, - я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами». Пожалуй, такая формулировка актуальна и по сей день - если исключить упоминание о рабах.



Ценная работа

Любой студент медицинского вуза, прослушавший хотя бы краткий курс по предмету «организация здравоохранения», чётко представляет себе, что бесплатной медицины не бывает. И в этом нет ничего удивительного: ведь откуда-то должны браться средства для покупки лекарств, оборудования и расходных материалов, для ремонта больницы и конечно для выплаты достойных зарплат персоналу. Часть этих расходов может брать на себя государство в рамках программ обязательного медицинского страхования, оставшиеся обычно покрываются или добровольными страховками граждан, или непосредственно за счёт пациентов. Странный образ «врача-бессеребренника» не имеет ничего общего с реальностью - да и никогда не имел. В оригинальной клятве Гиппократа указано, что врач обязан бесплатно оказывать помощь только коллегам-врачам и членам их семей. В ряде старинных трактовок текста клятвы подчёркнуто даже, что врачу вовсе не следует оказывать помощь беднякам, не способным заплатить за лечение, поскольку в таком случае обилие страждущих попросту разрушит врачебный бизнес. В клятве, названной именем Гиппократа, говорится только: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». И это всё, что сказано по принципу «не навреди», но о том, что врач обязан лечить бесплатно, нет ни слова.

В Древней Греции большинство эскулапов получали от пациентов достаточно крупные суммы, чтобы жить лучше, чем, например, архитекторы, и известна пара историй о самом Гиппократе, который отказывался лечить несостоятельных больных. Тем не менее, в своём труде «Наставления» он предлагает находить индивидуальный подход к разным пациентам: «Я советую, чтобы ты не слишком негуманно вёл себя, но обращал внимание как на изобилие средств (у больного), так и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы». Как мы видим, Гиппократ рекомендует лечить даром лишь иногда.

Известно, что одними морально-этическими принципами сыт не будешь. Именно поэтому известный офтальмолог Святослав Федоров в конце «лихих» 90-х сказал: «Клятва Гиппократа - это все фикция… Есть реальная жизнь - кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? Сегодня в России полтора миллиона таких бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях - абсурд!» И хотя сегодня зарплаты врачей всё-таки немного выше, чем в 90-х, однако до сих пор даже уборщики зачастую получают больше… И попрекать наших докторов клятвой Гиппократа, которую они и не давали вовсе - есть в этом что-то бессмысленное.



Что важнее клятвы?

Как правило, по окончании госэкзаменов выпускников медвуза собирают в большом зале и зачитывают им клятву врача России, а те повторяют. Однако части вчерашних студентов при этом может вообще не быть в зале: если они, например, накануне засиделись допоздна, отмечая конец шестилетнего учебного марафона… Сейчас даже подпись о том, что дана клятва, не обязательна. Тем не менее, есть кое-что юридически более значимое, чем торжественные обеты. Врачебная деятельность не только подпитывается этическими соображениями, но также связана выполнением ряда очень конкретных профессиональных обязательств и регламентирована в том числе Уголовным кодексом. И если дело всё-таки дойдёт до суда, то скорее всего, о клятве Гиппократа, канувшей в века, уже никто не вспомнит: будут проблемы посерьёзнее…




© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт