Биография. Спокойной ночи, малыши: как заработать на детском сне Метод мягкого отдаления

17.07.2019

Чего хотят дети? После двух лет декрета мне показалось, что я точно знаю ответ на этот вопрос. Знаю чем и как их кормить, как воспитывать и куда их девать (деваться самой), когда уж нет сил. И делать это всё таким образом, чтобы не сомневаться и не чувствовать себя плохой мамой.

С рождением второго ребенка я задумалась о том, что силы мне нужны 24/7, а где их взять, если ночи хороводом ходят вокруг кормлений и качаний - не понятно. И вот ты злой невыспавшийся маман с опухшим от усталости лицом задаёшься вопросом: «Почему меня не предупредили, что дети это так?!».

- Громко и очень сонно.

Эти дети такие неумехи, их нужно учить буквально всему. Кроме, наверное, одного - как делать себе подобных. С этим они как-нибудь уж разберутся в своё время. А вот, как кушать и даже спать, их приходится учить нам. С ГВ все разобрались ещё в роддоме, а если нет - решается смесью.

Но как научить ребенка спать?

Первое время после рождения большинство детей спит много - по инерции. Известно же, что в утробе дел немного, остается только спать. Потом становится интересно. Жить интересно. Тут тебя мама на руки возьмет - тепло. Потом грудь даст - вообще сказка. А еще есть обои на стене и яркий свет на потолке. Иногда перед глазами появляются разноцветные гремящие штуки, их даже можно облизать. Поспать получается только “свалившись” от усталости, капитулируя из-за невозможности оказать сопротивление. Вздремнул полчасика и снова обои, свет и море интересностей.


Полноценный сон для ребенка - подставьте любой синоним слову “важно” . А за количеством часов на сон необходимо следить так же, как и за физическим развитием или рационом.

Большинство проблем возникают на фоне неправильного режима, либо его отсутствия. Против обывательской логики выступает такая зависимость: чем больше устанет ребенок, тем сложнее будет засыпать и короче сон. Существуют некоторые временные нормы бодрствования детей от рождения до года. Конечно, всё индивидуально, но на эти правила можно ориентироваться и взять их за основу построения своего режима.

Вода камень точит, как говорится. Режим и постоянство могут решить многие проблемы со сном.


Самый оптимальный вариант выглядит так: кормление - бодрствование - сон.

Такой режим сложно выполним хотя бы потому, что ребенку проще всего уснуть на груди - ему комфортно, тепло и пахнет мамой. Так он и делает с первых дней жизни. Кушает и вырубается.

В итоге, очень быстро вырабатывается что-то сродни рефлексу: кормление - сон. Ребенок знает только то, чему мы его научили.

Я не задумывалась об этом пока кормила дочку - она всегда засыпала на груди, и в итоге я получила непрерывно сосущее во сне ЧУДОвище.

Связь между кормлением и сном я обнаружила только после того, как отучила её от груди. Дочь тут же начала спать ночи напролёт, не просыпаясь, а дневной сон тоже стал заметно продолжительнее.

Объясняется это так: засыпая с грудью, ребенок хочет, чтобы все было на своих местах и в момент пробуждения. Так как он это запомнил, проваливаясь в сон: мама рядом, грудь во рту, все ок, можно дрыхнуть дальше.


Сон человека и большого, и маленького состоит из нескольких фаз. «Выпадание» из сна на смене фазы происходит у детей достаточно часто. Только мы, взрослые, научились переходить в следующую фазу без посторонней помощи. Младенцу помощь нужна и он ищет то, в чём разбирается хорошо - маму и грудь. Не находит - просыпается.

Потому задача номер один - обучить самостоятельному засыпанию, чтобы проснувшись, ребёнок имел возможность уснуть снова. Методов уйма: Эстивиля, Фербера, Вайсблата, Трейси Хогг, Ким Вест, метод «Будильник», «Фейдинг», даже банальный бабушкин - «дать проораться». Каждый выбирает свой. Ребенок откликнется на подходящий ему метод и остается дело за малым - последовательно его выполнять, что бесконечно важно! Пока цель не будет достигнута и ребенок не начнет засыпать сам или с минимальной помощью. Будет долго и громко, но это того стоит.

До 6 месяцев короткие сны, минут так по 30 - распространенная история из-за незрелости нервной системы. Потому задача номер два - пробовать продлевать сон. Делать это важно, не ожидая, что как-то само решится. Хотя бы потому, что накапливаемая усталость за день мешает полноценному отдыху ночью.

Мало найдется семей с маленькими детьми, в которых один или оба родителя не страдали бы от недосыпания. Причем проблемы со сном ребенка возникают не только в связи с тем, что у него режутся зубки – симптомом прорезывания зубов действительно может стать временное нарушение сна. Но немало и таких детей, для которых сложности с засыпанием и просыпание до десятка раз за ночь являются постоянными.

Проблема, как научить ребенка спать, актуальна для многих родителей, и на ее решение часто уходит много сил. Между тем, практика показывает, что большинство родителей совершают одни и те же ошибки. Если исправить эти упущения, возможно, скоро сон малыша наладится сам, без использования дополнительных методов улучшения ночного сна ребенка.

Ошибка 1. Отсутствие привычного для малыша ритуала отхода ко сну

Вспомните, как ложитесь спать вы сами. Скорее всего, совершаете каждый день одни и те же действия, к примеру, принимаете душ, чистите зубы, надеваете пижаму, смотрите телевизор или читаете в постели книгу. Эти действия как бы являются сигналом организму, что ему пора готовиться ко сну. Точно такие же сигналы необходимы и малышу – ведь он пока не разбирается в часах, и о скором приближении тех или иных событий может догадаться только по определенным, повторяющимся действиям. Если сегодня малыш ложится спать сразу после купания, завтра – после еды, а послезавтра папа вдруг решает поиграть с ним перед сном в лошадку – о выработке привычки засыпать в одно и то же время говорить не приходится. Вот и наблюдают родители такой результат: сегодня ребенок засыпает чуть ли не в ванной во время купания, а завтра в то же время его невозможно уложить в постель никакими силами. Наличие ритуала перед сном – обязательное условие для любого ребенка, независимо от возраста.

Ошибка 2. Вы не обращаете внимания на сигналы, которые посылает вам ребенок

Детки, даже самые маленькие, всегда посылают родителям сигналы о том, что им пора спать, что они устали и нуждаются в покое. Наиболее распространенные среди таких сигналов:

  • Зевание
  • Потирание глазок
  • Снижение активности
  • Капризность
  • Потеря интереса к игре и окружающим
  • Плаксивость.

Появление этих симптомов свидетельствует о том, что, как говорит один из известных специалистов по детскому сну Ким Вест, у ребенка открылось «окно в сон». То есть период времени, в течение которого уложить его спать будет легче всего. Если это окно пропустить, в организме начинает вырабатываться повышенное количество гормона стресса кортизола, что приводит к чрезмерному возбуждению. Малыша, пропустившего свое «окно», уложить спать будет в два раза труднее.

Что делать, если время сна уже подошло, а подобных признаков, говорящих, что малыш готов ко сну, пока нет? Ким Вест советует уменьшить яркость света, приглушить звуки и заняться с ребенком спокойными видами деятельности. Вскоре сигналы не заставят себя ждать.

Ошибка 3. Создание «костылей» для сна

В западной практике обучения сну, «костылями» называется все, что родители используют для того, чтобы заставить ребенка заснуть. В качестве таких «костылей» применяются укачивание, кормление грудью, пение, поглаживание, и другие действия. По мнению Ким Вест, после возраста 3-4 месяца эти, в общем-то, невинные действия родителей новорожденного, пытающихся уложить малыша спать, становятся его «костылями», без которых он уже не в состоянии обойтись. Да, укачивать новорожденного кроху несложно и очень умильно. Но подумайте, будете ли вы чувствовать себя столь же комфортабельно, по 20-30 минут укачивая на руках увесистого годовалого карапуза?

«Костыли» - это вовсе не плохое или неправильное поведение родителей. Однако подобные привычки могут превратиться в проблему, если малыш попадет от них в зависимость, и не научится засыпать без них. И каждый раз, когда он будет просыпаться ночью, он будет требовать привычного успокоения снова и снова.

Как же избавиться от «костылей»? Специалисты рекомендуют устранять не сами привычки, а зависимость от них. То есть необходимо разорвать ассоциацию их со сном, к примеру, многие дети ассоциируют со сном грудное кормление. Чтобы это сделать, их нужно просто разнести по времени. То есть, если вы кормите грудью малыша перед сном, прекращайте кормить его раньше, чем он заснет. И начните класть его в кровать не спящего, а сонного, но еще бодрствующего. Лучше всего этот способ работает, если начинать его использовать в возрасте 6-8 недель. Ребенок в этом возрасте может гораздо легче научиться обходиться без «костылей», и сам себя успокаивать, когда проснется ночью. Разумеется, ночных кормлений никто не отменял, и если ребенок просыпается в то время, когда ему пора есть, его нужно покормить. Но, опять-таки, постараться положить в кровать, пока он еще полностью не заснул.

Ошибка 4. Слишком ранний переход от колыбели к кровати

По мнению специалистов, это одна из наиболее распространенных ошибок родителей, приводящая затем к решению проблемы, как научить ребенка спать, но уже в своей «взрослой» кровати. Основное правило здесь – не перекладывать ребенка из его первой кроватки во «взрослую» кровать до тех пор, пока он не научится сам перелазить через перила своей кроватки. С этого времени пребывание в ней становится уже просто опасным для малыша. Считается, что ребенок вполне может спать в своей первой кровати, пока ему не исполнится два года, а то и больше. Высокие перила являются отличным подспорьем родителей в период, когда малыш еще не способен выполнять вербальные команды. Иначе с проблемой, когда ребенок не хочет спать ночью, будет очень сложно справиться: он будет просто вставать с кровати. Когда ребенок уже будет способен понять, что, будучи уложенным, он должен оставаться в постели всю ночь, тогда можно смело перекладывать его из колыбели в обычную кровать.

Ошибка 5. Ребенок спит где придется

Никто не говорит о том, что родители должны полностью стать рабами детского расписания, и не позволять себе ни на шаг от него отступить. Но не стоит впадать и в другую крайность. У многих родителей получается так, что малыш засыпает то в коляске, то в машине, то у них на руках по дороге домой из гостей, то в детском стульчике. Специалистами доказано: заснув не в своей кроватке или «на ходу», малыш не получает полноценный отдых. Движение поддерживает мозг в состоянии не глубокого, а легкого сна, и малыш не может заснуть крепко. Чтобы у ребенка формировались здоровые привычки, связанные со сном, у него должно быть постоянное место, где он будет спать днем и в течение ночи. Отступления от этого правила могут допускаться только в исключительных случаях. Все свои дела вне дома постарайтесь все же решить в промежутках между снами малыша. Или позаботьтесь о том, чтобы с малышом остался папа, бабушка или няня. Это еще одно важное правило, о котором обязательно нужно помнить тем, кто хочет научить ребенка спать.

Ошибка 6. Отсутствие расписания сна

Постоянство – это ключевое слово во всем, чему бы вы ни хотели научить ребенка, будь то задача, как научить ребенка сидеть, или желание научить спать всю ночь. Дети нуждаются в регулярных дневных и ночных снах, ведь от нормального расписания сна зависит не только самочувствие ребенка, но и процессы выработки гормонов в его организме. Предсказуемость позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, тогда как любые неожиданности выбивают его из колеи и могут стать причиной стресса. Расписание сна очень важно для того, чтобы установились внутренние биологические часы малыша. В последние годы много говорилось о том, что ежегодные смены времени с летнее на зимнее и наоборот могут нанести вред организму человека. А ведь отсутствие установленного расписания сна делает то же самое с ребенком – только не раз в год, а каждый день. Сложности с укладыванием малыша спать и постоянные пробуждения в течение ночи могут стать как раз результатом отсутствия такого расписания. Или попыток родителей подстроить это расписание под свои нужды. К примеру, малыша укладывают в постель, когда он еще не хочет спать, или, наоборот, слишком поздно, когда он уже перевозбужден от усталости.

Конечно, пространство для определенной гибкости есть всегда, да и малыш не робот, чтобы отключаться каждый день в одно и то же время. Иногда он будет спать чуть меньше, а иногда чуть дольше. Но в любом случае, расписание сна должно быть основано на тех сигналах, которые опытная мама может распознать у малыша, желающего спать, и в зависимости от этого, составить режим сна ребенка.

Ошибка 7. Оставлять ребенка не спать допоздна, рассчитывая на то, что он дольше проспит утром

Может показаться, что идея уложить малыша попозже, чтобы он дал вам утром поспать подольше, вовсе не так уж плоха. Однако, полагая так, мы ориентируемся на собственный опыт, ведь когда мы ложимся поздно, то и утром хотели бы поспать больше. К сожалению, с маленькими детьми такой принцип не срабатывает. И даже будучи уложенным позже, чем обычно, грудной ребенок плохо спит ночью и просыпается утром не позже, а даже раньше. Уже в возрасте нескольких месяцев у малышей начинают работать внутренние часы. И они обычно будят его в одно и то же время, независимо от того, когда он лег вечером. Таким образом, оттягивая момент укладывания малыша, мы лишаем его драгоценного времени сна. А на следующий день ребенок, скорее всего, будет слишком уставшим и весь день будет капризничать. Может показаться парадоксальным, но если ваш малыш встает каждое утро слишком рано, к примеру, в 6 часов (подъем в 7 утра не считается ранним временем), то, возможно, стоит укладывать его вечером на полчаса или даже на час раньше.

Ошибка 8. Родители меняют свои требования ко сну ребенка посреди ночи

Очень часто, когда грудной ребенок плохо спит ночью, и в очередной раз будит своим плачем маму, сложно бывает придерживаться тех решений, которые были твердо приняты накануне днем. По мнению специалистов в области детского сна, одна из самых больших ошибок, которые при этом совершаются – вынужденный совместный сон. То есть когда мама пытается пойти по пути наименьшего сопротивления и берет малыша к себе в постель, хотя вовсе не намеревалась практиковать совместный сон с грудничком. Да, есть семьи, где такое решение принимается осознанно, но не о них сейчас речь. А о тех, кто кладет ребенка к себе в постель потому, что иначе не в состоянии уложить его спать. Это один из самых опасных «костылей», от которого с течением времени очень сложно избавиться.

Другая распространенная ошибка – отступать от принятых решений, пытаясь наладить сон грудного ребенка и научить его спать самостоятельно. К примеру, родители сначала пытаются отучить ребенка от нежелательных привычек, связанных с засыпанием, к примеру, от засыпания с грудью. Полные твердого намерения, они после кормления кладут в кровать еще бодрствующего малыша. Конечно, он будет возмущен таким нарушением привычной для него рутины, и начнет плакать. Если родители твердо решили, что засыпание с грудью больше недопустимо, они должны придерживаться принятого решения. К плачущему ребенку можно периодически подходить – но нельзя после 30 минут плача брать его на руки, привычно устраивать на груди и ждать, пока он заснет, как и раньше. Подобным поведением вы учите его только одному: если он будет плакать достаточно долго, он получит все, чего пытался добиться.

Если вы ощущаете, что вам сложно придерживаться принятых решений, попросите помощи других членов семьи. К примеру, после того, как малыш покушал грудь, дальше его укладывает папа. Возможно, ему будет легче справиться с плачем ребенка, тем более, что с каждым днем малыш будет плакать все меньше, привыкая к новому порядку.

Ошибка 9. Родители не могут договориться между собой

Если в семье принимается решение начать работать над сном ребенка, родители должны быть уверены, что они оба разделяют это решение. И готовы придерживаться выбранной тактики, будь то попытки уложить ребенка спать без слез или использование метода Фербера. Но поведение их обоих должно быть последовательным и не противоречащим друг другу. Ситуации, когда мама решает, что пора ребенку научиться спать самостоятельно, и оставляет его одного в комнате на какое-то время, а папа не хочет слушать плач малыша и решает, что его лучше снова укачать – недопустимы. Они только еще больше запутывают малыша, который не может понять, чего же от него хотят.

Ошибка 10. Не довести дело до конца

Если ваш грудной ребенок плохо спит ночью, и вы хотите научить его засыпать самостоятельно, будьте готовы к тому, что это займет определенное время. Как правило, последовательно придерживаясь определенного метода в течение недели, вы уже сможете заметить существенные улучшения, а то и вовсе решить проблему сна малыша. За две недели большинство детей научаются засыпать самостоятельно, и почти не просыпаться ночью. Но в течение этой недели или двух родители должны неукоснительно придерживаться принятого решения. В таком деле, как обучение ребенка сну, не стоит ожидать мгновенных результатов. Будьте реалистами, и приготовьтесь к тому, что неделя, две, а возможно, и три, будут не самыми легкими. Зато потом вся семья сможет наслаждаться отличным сном. Не стоит полагать, что режим сна малыша наладится сам. Скорее всего, проблема останется с вами на долгие месяцы, а то и годы, если вы не примете мер по ее решению. Но, раз выбрав метод обучения сну, придерживайтесь его хотя бы в течение 2 недель, не отступая ни на шаг. Только в этом случае при решении проблемы, как научить ребенка спать, можно ожидать выраженных и устойчивых результатов.


Моя позиция по детсокму сну простая:все дети разные (характер, нервная система), условия бытовые у всех разные, материальное состояние у всех разное.Плюс особенности возраста, обстановка в семье и тд.

Главное - чтобы ВСЯ семья была счастлива.Чтобы все высыпались (а не "потерпим-ка года 3,а зачем тогда детей рожали". Дети - это счастье каждый день, а не попытка пережить этот день. Материнство - это часто работа, и вы все это прекрасно знаете:)
Логично предположить, что не совсем правильно планировать вид сна СС или своя кроватка (если у вас действительно есть выбор по Вашим обстоятельствам) до рождения. Мамы с 2мя и более детками меня поймут - они такие разные:) У прекрасно спящей самостоятельной сестры может появиться братик, которому необходимо только СС. И наоборот.

Однако сегодня хочу обратить ваше внимание именно на метод самостоятельного засыпания.
Как осознанный выбор родителей. Постараюсь ответить на вопрос: "почему у нас не получилось, мы же пробовали по методике". "Пробуют" обычно от стресса, недосыпа, понимания "предела", злости на "скакуна с сисей во рту ", укладываний по 2-3 часа. Пробуют резко и непоследовательно.

Как бы я хотела написать сообщение, которое увидят сразу ВСЕ, кому оно может пригодиться:)

Любое приучение к самостоятельному засыпанию - это РАБОТА.

Будь то Методы Фербера, Эстевиля, Моргенота (войти-выйти), мягкая Трейси Хогг (стоять рядом, вместе справляться), "бесслезная" Э.Пэнтли, Г.Эззо и Р.Букман с их "Тихой ночью" и сном под руководством родителей, Вайсблута и его "здоровым сном" - все это не волшебная палочка. Это система. Даже Серзы - сторонники укачивания и СС признают, что далеко не всем деткам нужен СС (до 4го ребенка они и не знали, что для некоторых малышей - это просто необходимость до определенного возраста). Серзы не спят со своими 8ю детьми в одной кровате - рано или поздно они переводят маськов в их собственное ложе, и тоже предлагают СИСТЕМУ!(постепенно отодвигать кровать и тд).

Именно поэтому люди писали книги, которые опираются на исследования в области детского сна. Именно поэтому описание непосредственно метода - это 5 страниц подробно, а 125стр в каждой книге - это особенности детского сна по возрастам, описание необходимости режима и ритуала,доказательства ВАЖНОСТИ полноценного здорового сна.

Основы этой системы, работы это:

МАМА - уверенная и НЕ нервная (уставшая)
ПАПА (если нужен) -разделяет убеждение, понимает, что происходит, момогает, поддерживает.
Ребенок, который обласкан днем, здоров.

0. Абсолютно здоровый ребенок и особенности его возраста (нет проблем с зубками, животом,в семье все без изменений, не планировать перелет,не перевозбуждать и тд)
1.Много любви днем
2. Контроль по суточной норме сна (чтобы не накопить усталость)
3. Режим сна (отход ко сну в одно время), режим дня (ранний лучше всего)
4. Режим еды
5. Сытость перед сном
6.Ритуал (ежедневная рутина перед сном со спокойным общением, песенкой, повторяющейся привычной сказкой - у каждого свой)
7.Отследить признаки усталости
8.Отследить биологические часы ребеночка (когда он хочет спать, а не когда вы его хотите уложить)
9.Уверенность мамы и согласие всей семьи действовать по плану. Это очень важно. Важно понять, что большинство малышей, с которыми мама проводит весь день (и мама знает, что они получают всю необходимую ласку в течение дня)вполне могут спать самостоятельно,без маминой помощи большую часть ночи (или всю ночь после года обычно).А ласку можно подарить папе, например.
Возможно, кто-то сейчас улыбается с возмущением. Но, знаете,огромное кол-во мам, таких ласковых и нежных с детьми, перестают вообще дарить ласку мужчинам (а они, как известно, тоже дети, пусть и самые понимающие).Нередко встречаются и примеры яркого детоцентризма в семье (в лучшем случае, папы спят в отдельных комнатах (а мамы с детьми), в худшем варианте - мужчина просто уходит из семьи (по причине отсутствия нормального СС мужженщинав том числе). Я думаю, вы тоже знаете подобные примеры.
10. Разнести по времени еду и сон. В амер лит-ре это называется - убрать ассоциации.
Построить режим: еда- игра - сон (а не еда-сон -игра)
11. Когда 10 пунктов работают, составить план:четкий и на все дни по одной из методик, подготовиться, продумать все варианты.
12.Быть гибким: если вы видите, что этот вариант вам не подходит, модифицировать его под своего ребенка, пробовать другие варианты.

В результате этой работы (2 нед - 1 мес)у нас (имея четкий план) есть все шансы, чтобы метод сработал.
в идеале:
- малыш знает свой распорядок дня, знает что за чем следует (режим)
- знает, когда начинается ритуал, скоро буду спать (ритуал)
- знает, что спать - это НЕ есть, это именно спать (еда-игра (чтение, песенки)-сон)
- знает он сыт (хорошо ужинаем)
- знает, что мама его понимает и помогает (укладываем по признакам засыпания)
и тд

В итоге остается просто заменить СПОСОБ зазыпания: с укачиваний на свою кроватку, например.
Будет протест, еще бы

Но.Все остальное для малыша привычно, просто мама меняет правила засыпания, мама знает, мама не паникует - уверенность передается малышу, значит, так надо.

При таких условиях и системе методы работают за 3, 5, 7, макс 9 дней.

Потом малыши засыпают сами за 3-5 мин, спят всю ночь не просыпаясь (те сами засыпают), а когда не хотят вдруг спят, лежат в кроватке, а потом засыпают.

У родителей есть свое время и личная жизнь!
happy end

пс. напомню, что я рассматривала систему самостоятельного засыпания как изначально выбранный родителями вариант.
замечу, что есть малыши,которым подходит только СС,грубой ошибкой родителей будет этого не заметить.

ппс. есть детки, которые без всяких методик отлично спят, есть, которые прекрасно спят с ГВ и на СС, но в этой статье речь не о них.

и последнее, но не по значимости: я веду сообщество, в котором в том числе огромное внимание уделяю СНУ, его полезности, особенностям,исследованиям в области сна, книгам по детскому сну и способах засыпания.
если кому-то нужна помощь или поддержка в этом важном вопросе - по возможности готова помочь
ссылку давать не буду, некоторым она известна, кому очень нужно, тот найдет по профилю:)

хорошего вечера и

Крепкий сон очень важен для нормального роста, для нормального психического развития, роста головного мозга и нормальной секреции гормонов.

Нормы сна за сутки указаны в табличке:

Что нужно знать про детский сон?

  • До 2.5-3 месяцев сон ребенка большей частью состоит из активного поверхностного сна, из которого он легко просыпается в случае, если голоден или испытывает какой-то дискомфорт. При этом, если ему комфортно, его бывает довольно сложно разбудить шумом, речью и даже прикосновениями. Однако, после 3-месяцев дети становятся более требовательны к окружающей обстановке во время сна
  • у детей на первом месяце жизни активная фаза занимает примерно 80% сна, к 4 месяцам уже 40%, к 3 годам- 30%: в активную фазу сна ребенок двигается во сне и может разбудить себя сам движениями рук или вздрагиваниями
  • на важных этапах развития малыша: в возрасте 14-17 недель, около 7-10 месяцев (в тот момент, когда он начинает вставать, садиться, ползать), и особенно, когда он начинает делать первые шаги (около года) и говорить (в 1,5 – 2 года) может происходить т.н. «регресс сна» – временное (от 2 до 6 недель) нарушение сна. Сон ребенка, который раньше хорошо спал, внезапно портится - это касается и прерывистого и короткого ночного сна, и проблем с дневным сном
  • Учитывая особенности физиологии детского сна, начиная я 5-6 месяцев почти каждый ребенок может заснуть самостоятельно и спать всю ночь
  • К 9-12 месяцам ребенок перерастает физиологическую потребность в ночном кормлении и с этого возраста можно пробовать плавно отучать ребенка проспаться ночью чтобы поесть (отвлекать, уменьшать время кормления грудью, снижать объем смеси в бутылочки).
  • Дети не могут «доспать» утром недостающие часы: с 3х месяцев и до 5-6 лет дети просыпаются согласно своим биологическим часам независимо от того во сколько они заснули ночью, а иногда даже ситуация обратная: чем позже ребенок лег, тем раньше он просыпается), а недосып у них накапливается и такие дети будут хуже спать и следующим днем.
  • У детей с хроническим детским недосыпом чаще отмечается ожирение, синдром гиперактивности и дефицита внимания
  • лучшее для абсолютного большинства детей время для отхода ко сну согласно биоритмам – с 19 до 20:30 (отклонения крайне редки и не больше, чем на час)
  • Если ребенок ложиться позже 21 часа, то у него нарушится и замедляется выработка мелатонина – гормона сна, и происходит выброс кортизола, как результат – ребенку сложнее заснуть, он будет чаще просыпаться ночью. У мелатонина ооочень много важных функций, в т.ч., участвует в работе имунной системы, регулирует артериальное давление, участвует в обновлении клеток, усиливает антиоксидантную защиту, регулирует функционирование кишечного тракта, влияет на рост и развитие клеток мозга.
  • Потребность в количестве сна летом не изменяется, несмотря на изменение светового дня: необходимо соблюдать летом тот же режим, что и зимой
  • Дети не могут нормально заснуть если они перевозбудились: необходимо четко отслеживать время бодрствования и начинать укладывать ребенка исходя из возрастных и индивидуальных норм бодрствования
  • Детям до 3 лет дневной сон обязателен. После трех лет желательно организовать детям «тихий час»: время чтения, спокойных игр и занятий
  • Нарушения сна возникают у почти 25-30% детей в возрасте от 1 до 5 лет.

Признаками дефицита сна могут быть:

  • Дневная гиперактивность, утомляемость, чрезмерная привязанность к маме, рассеянность, капризность, раздражительность и другие дневные расстройства
  • Ребенок каждый раз засыпает в машине
  • Ребенка приходится будить каждое утро (не просыпается сам)
  • В течение дня ребенок капризный и раздражительный
  • Ребенок часто встает до 6 утра
  • Иногда ребенок засыпает в ночь намного раньше, чем обычно

Как правильно организовать детский сон?

  • Ребенок должен научиться засыпать самостоятельно: тогда он, проснувшись ночью может сам заснуть;
  • Для самостоятельного засыпания необходима примерно следующая последовательность действий:
    1. вводить ритуалы сна (ритуал должен быть коротким и позитивным, настраивать ребенка на засыпание, завершаться в постели в присутствии родителя: стишок, песенка, мелодия, мягкая игрушка, определенная последовательность действий, поглаживание по голове и т.д.) и продолжать установленный режим укладывания. Ритуалы можно начать вводить с самого рождения, а можно даже и до рождения (например, слушать определенную мелодию во время сна).
    2. постепенно разделять кормление (грудью или смесью) и засыпание, оставляя при этом введенные ритуалы
    3. перекладывать ребенка в свою кроватку сонным, но не спящим
    4. не уходить из комнаты, а быть рядом с ребенком чтобы ребенок был спокоен
    5. постепенно уходить из поля зрения ребенка по мере установления самостоятельного засыпания
  • Выделяйте примерно 30 минут перед сном на подготовку ко сну. В этот период все активные игры прекращаются и начинается спокойная ежедневно повторяющаяся подготовка ко сну.
  • ребенок должен спать без движения и тряски (не в коляске и машине);
  • укладывать спать ребенка и днем и ночью нужно в свою кроватку, до 20:30 вечера, в темноте и тишине. При свете нарушается выработка гормона сна – мелатонина.
  • Переутомление в течение дня или хронический недосып ухудшают качество сна: если ребенок не высыпается, необходимо постепенно начать укладывать его раньше, сдвигая время на 10-15 минут в день.
  • При 2-дневном сне первый сон должен начаться до 12, второй до 16:00 часов, а между последним дневным сном и ночным сном должно пройти не менее 4 часов
  • Соска может стать одной из неправильных и вредных привычек на ночь, однако, она является действенным помощником в период приучения к засыпанию без груди или бутылочки.
  • Для нормального крепкого сна необходимо правильно организовать режим дня, последовательность кормлений и бодрствования, а также обеспечить ребенку достаточную физическую активность в течение дня.
  • Решение о совместном сне принимают оба родителя, однако он должен быть с соблюдением всех правил безопасности
  • При совместном сне самостоятельное укладывание организовать сложнее, но тоже возможно. Возможен частичный совместный сон (ребенок засыпает у себя в кроватке, мама ночью забирает ребенка к себе). При совместном сне необходимо соблюдать все правила безопасного сна.

Правило безопасного сна при совместном сне:

  • Оба родителя поддерживают совместный сон
  • Матрас: жесткий, ровный, простыня хорошо натянута и закреплена
  • Одеяло не тяжелое, лишних подушек нет
  • Кровать прочная, ребенок не упадет с нее (ребенок спит у стены или у кровати есть бортик)
  • Родители спят в одежде без лент и шнурков, без украшенийи цепочек, длинные волосы убраны
  • Ребенок не спит под вашим одеялком, а либо спит под своим легким одеялом, либо спит без одеяла (можно использовать теплую пижаму или спальный мешок)
  • Малыш спит со стороны мамы (мам лучше чувствует малыша)
  • Совместный сон не допустим с родителем, который выпил алкоголь или принял сильнодействующее лекарство
  • Совместный сон не желателен если родителей ожирение
  • Всегда используйте радио\видеоняню если Вы оставляете малыша во взрослой кровати одного

Можно разделить проблемы, связанные с нарушением сна на три большие группы: поведенческие причины, педиатрические и неврологические проблемы.

Поведенческие проблемы.

Поведенческие проблемы включают в себя нарушение ассоциаций засыпаний и нарушенная гигиена сна.

Наиболее частая и распространенная поведенческая причина нарушения детского сна – это нарушения укладываний и нарушение ассоциации засыпания: укладывание на руках, укачивание, укладывание на фитболе, засыпание с родителями или засыпание во время кормления (грудью или с бутылочкой). Тогда ребенок, проснувшись ночью в фазу поверхностного сна не может заснуть самостоятельно и требует повторения тех же условий, в которых он привык засыпать (например, родителям приходится по многу раз за ночь подходить к ребенку, давать ему бутылочку и укачивать, хотя ребенок вполне уже способен спать всю ночь и без ночных кормлений). Самостоятельное укладывание, соблюдение ритуалов укладывания, сон в одной и той же привычной обстановке, не в движении, соблюдение правильного режима дня и раннее введение ритуалов сна является обязательным условием крепкого сна.

Так называемая гигиена сна должна включать в себя:

  • Температура воздуха в комнате, где спит ребенок должна быть 20-22 С
  • Важно убедиться, что ребенок во сне не перегревается. Допустимо использовать кондиционер, но поток воздуха должен быть минимальным и быть направленным на потолок.
  • Свет приглушен и в комнате тихо. При необходимости (когда в комнате все равно громко или из окон шум) можно использовать устройства, воспроизводящие «белый» (монотонный) шум
  • Рядом с ребенком его любимая игрушка
  • В кроватке нет подушки, а одеялко совсем легкое (летом одеяло можно заменить на простынку).
  • В кроватке ребенок должен спать, не разрешайте ребенку играть в кроватке
  • Вечером не должно быть активных шумных игр
  • Следите за признаками усталости у ребенка: дети, которые хотят спать трут глазки, их движения замедляются, они становятся капризными и раздражительными

Помимо поведенческих проблем, существуют также педиатрические и неврологические проблемы , которые также могут приводить к нарушению сна.

Если это не начало острого заболевания, от которого просыпается ребенок (а в период острого инфекционного заболевания нарушенный сон – это нормально), а короткий рваный сон и частые ночные пробуждения –это скорее нормально для Вашего ребенка, то Ваш педиатр должен в первую очередь исключить:

  1. Нарушение сна вследствие младенческих колик . Наиболее часто они возникают в период с 1 до 4 месяцев, ребенок поел и засыпает, однако вскоре просыпается и плачет без видимой для родителей причины, поджимает ножки, живот вздут, может отмечаться частый жидкий стул, ребенка невозможно успокоить или отвлечь, облегчение состояния происходит после дефекации или постановки газоотводной трубочки.
  2. Нарушение сна вследствие рахита . Признаки рахита могут развиваться уже на 2 месяце жизни и помимо нарушения сна (короткий рваный сон по 40 минут) проявляются: сниженным тонусом, повышенной потливостью ладоней, стоп и головы, протертыми волосиками на затылке, деформацией костей черепа (уплощенный затылок, выраженные лобные доли) и ребер (воронкообразная или куриная грудь, борозда на нижней границе грудной клетки), искривление повоночника, размягченными краями родничка, плаксивостью, раздражительность, задержкой прорезывания зубов и задержка физического развития, запоры.
  3. Голодный ребенок не может нормально и крепко спать. Необходимо правильно организовать режим чтобы перед сном ребенок с аппетитом и крепко поел; кроме того, для детей, которые находятся на искусственном вскармливании можно рекомендовать специальные молочные смеси на ночь (Nestlé, «Фрисолак Ночная формула», Nestogen 2 «Счастливых снов», Friesland Campina; и другие), они содержат «сложные углеводы», более питательные и медленнее всасываются. Ночные кормления также могут быть причиной недоедания в дневное время.
  4. Аллергические заболевания : зуд при атопическом дерматите может быть довольно выраженным и приводить к нарушению сна.
  5. При цистите : мочеиспускания при цистите будут болезненными и частыми, и могут приводить к частому пробуждению ребенка; поэтому при исключении всех прочих причин нарушения сна необходимо сдать общий анализ мочи ребенка.
  6. Ребенок может спать беспокойно в период прорезывания зубов и в период освоения новых физических навыков (в период, когда он начинает ползать\сидеть\ходить)
  7. В более старшем возрасте при аденоидите может отмечаться постоянное подтекание слизи из аденоидных миндалин по задней стенке глотки, это вызывает приступы кашля и приводит к пробуждению ребенка.
  8. Синдром обструктивного апноэ сна детей (1 и более за час эпизод остановки дыхания во сне более чем на 10 секунд, сопровождающиеся предварительной серией глубоких вдохов с храпом; чаще выявляются среди детей с аномалией челюстно-лицевой области, при гипертрофии аденоидных и небных миндалин, ожирении).

Также есть неврологические проблемы нарушения сна, с ними нужно обращаться к неврологу или психологу:

  • Неврозах и ночных страхах
  • Снохождение и сноговорение
  • кошмары
  • ночной энурез
  • нарколепсия (внезапное засыпание)

О моем опыте самостоятельного засыпания с писала , но вкратце напомню этапы приучения к самостоятельному сну.

Этапы приучения к мягкому самостоятельному засыпанию :

  1. Исключение всех медицинских причин нарушения сна
  2. Соблюдение и коррекция всех поведенческих причин сна
  3. Введение ежедневных ритуалов сна
  4. При наличии вредных привычек сна - постепенный уход от них с сохранением уже введенных ритуалов сна:
    • При наличии привычки засыпать на руках - все меньшее число укачивающих движений, потом все более и более раннее перекладывание в кроватку.
    • Постепенное разделение засыпания и еды (груди или смеси) на фоне сохранения уже введенных ритуалов сна (на первом этапе допустима замена груди или бутылочки соской)
  5. Постепенное физическое отдаление родителя от ребенка
  6. Постепенно отучение от ночных просыпаний: замена водичкой смеси и кормления грудью

Будьте здоровы!

Врач-педиатр, неонатолог, кандидат медицинских наук и мама, Левадная Анна.

Текст написан с консультативной помощью команды профессиональных консультантов по детскому сну «Спи, малыш» spimalysh.ru. «Спи, малыш» представляет в России авторскую Методику Мягкого приучения ко Сну (Gentle Sleep Coach), которая была разработана одним из ведущих консультантов по вопросам детского сна в мире Ким Вест The Sleep Lady (TM).

https://umedp.ru/articles/narusheniya_sna_v_detskom_vozraste_prichiny_i_sovremennaya_terapiya.html

Как появилась идея

Маркетинг-менеджер Ксения Лашина стала задумываться о создании школы сна еще в 2011 году. Ксения - мама троих детей, у каждого из которых с рождения были проблемы со сном. О том, что существует способ с этим справиться - обучение сну, - ей рассказал ее начальник из Гонконга. В Америке и Европе эту тему изучают с 80-х годов, и наряду с педиатрами и консультантами по грудному вскармливанию там активно работают специалисты по детскому сну, так называемые sleep coaches.

На тот момент ничего подобного в России не существовало, поэтому Ксения решила запустить собственный проект, который помогал бы родителям наладить сон их детей. На реализацию идеи ушло около двух лет. Большую часть этого времени Ксения и ее друзья, которые решили принять участие в проекте, проходили обучение у американского специалиста по детскому сну Ким Вест. В мае 2015 года они открыли школу «Спи, малыш».

© «Спи, малыш»

Чему учат в школе

Советы, которые дают консультанты школы, основываются на знаниях о механизмах сна и на том, как лучше организовать режим дня и условия для ребенка. Специалисты «Спи, малыш» используют в работе исследования своих американских коллег, однако адаптируют их под особенности российского быта и менталитета. Например, в России сильна традиция долгих прогулок с коляской в любую погоду, что уже давно не актуально для мам в Америке. Сон в движении - это стрессовый сон, во время которого малыш не может отдыхать полноценно, потому что из-за шума, света и постоянных приспособлений вестибулярного аппарата к изменениям он не может погрузиться в глубокий сон и отдохнуть полноценно. В России ошибочно полагают, что ничего плохого в этом нет: порой доходит до того, что родители катают своих детей полночи в автомобиле, потому что их ребенок не умеет спать по-другому.

Ксения и ее сотрудники утверждают, что принцип «Сильнее устанет - побольше поспит» не имеет ничего общего с реальностью. Консультанты объясняют родителям, что переутомленные дети с трудом засыпают и спят очень поверхностно.

Также сотрудники школы обучают клиентов использованию ежедневных ритуалов - спокойных регулярных действий, помогающих малышу расслабиться и подготовиться ко сну эмоционально. Эти действия могут быть очень индивидуальны, и родители порой проявляют изобретательность в выборе таких «засыпалок». Среди клиентов проекта была семья профессиональных музыкантов, которые, перед тем как укладывать ребенка, устраивали ему мини-концерт колыбельных песен: мама играла на фортепиано, папа - на акустической гитаре.


© «Спи, малыш»

Как устроена школа

Основная услуга, которую предоставляет компания, - индивидуальные консультации. Работа начинается с заполнения родителями подробной анкеты, в которой они описывают «картину сна» своего ребенка: указывают физиологические особенности, привычки, режим. Помимо этого, некоторое время клиенты ведут дневник, записывая, когда и каким образом они укладывают ребенка, сколько он спит и как часто просыпается. Проанализировав данные, эксперты школы составляют пошаговые рекомендации, следуя которым родители могут улучшить ситуацию. Стоит эта услуга 9 900 рублей. Кроме того, клиент может заплатить 14 900 и получить не только план, но и 45-дневную поддержку в его реализации. В этом случае консультанты будут мотивировать, направлять и отвечать на все вопросы родителей (по телефону, электронной почте и в скайпе). По словам Ксении, клиенты нередко просят приехать и лично уложить спать их детей, однако формат личных встреч и тем более такой вид помощи создателями проекта не предусмотрен.

Помимо индивидуальных консультаций школа проводит семинары и вебинары, во время которых мамам в течение полутора часов рассказывают теоретическую часть, после которой они могут задать вопросы. Участие в таких обучающих мероприятиях стоит 2100 рублей. Кроме того, специалисты школы бесплатно общаются с родителями и дают им рекомендации в социальных сетях.

За все время существования в «Спи, малыш» обратилось около тысячи семей. Как правило, процесс сна удается наладить за две недели, поэтому у школы нет постоянных клиентов. Создатели проекта утверждают, что в 99% случаев консультантам удается решить проблему клиента, исключение составляют лишь дети, чей сон нарушен из-за проблем со здоровьем.


© «Спи, малыш»

Кто обращается в школу

Среди клиентов проекта - семьи из разных городов России и русскоговорящие родители из стран СНГ, Европы и Азии, которым из-за падения рубля выгоднее сотрудничать с российской школой, чем платить деньги местным консультантам.

Проект «Спи, малыш» ориентирован на работу по улучшению сна детей в возрасте от 6 месяцев до 6 лет. Кроме того, в школу иногда обращаются и взрослые, чтобы получить рекомендации по нормализации собственного сна, который зависит от качества сна их ребенка.


© «Спи, малыш»

Расходы и доходы

По словам Ксении, в проект было вложено около трех миллионов рублей из личных средств - основные затраты пришлись на обучение консультантов и покупку прав на эксклюзивное использование метода обучения сну в России. Выйти на самоокупаемость компания планирует через год.



© dagexpo.ru, 2024
Стоматологический сайт